Утилизация бытовых отходов в Омске может стать прибыльной.
«КВ» завершают цикл публикаций, освещающих прошедший 4 июня «круглый стол» по теме «Может ли быть ивестиционно привлекательной отрасль ЖКХ?» (см. «КВ» №23 от 11 июня и №24 от 18 июня 2003 года). Сегодня мы поговорим о проблемах утилизации твердых бытовых отходов (ТБО). Это весьма актуальная для Омска тема. На «круглом столе» обсуждались инвестиционные проекты, которые могут не только «разрулить» сложившуюся ситуацию с вывозом мусора, но еще и принести определенный доход
Будем равнять рынок
Долгое время вывозом мусора занималось только МУП «Спецавтохозяйство (САХ) по уборке города». Плюсом этой монополии было то, что был единый технический центр, единые управление и договорная система. Субъектами этой услуги были с одной стороны жилищные организации и юридические лица с другой стороны. Однако летом 2002 года в Омске сложилась очень сложная ситуация с вывозом мусора. Директор департамента городского хозяйства администрации Омска Александр УСОВ объяснил создавшееся положение так:
— Рынок получил некоторое искривление. Была доходная часть, в которой спецавтохозяйство работало с юридическими лицами, в том числе в сфере торговли и услуг, и получало реальные деньги. И был жилищный сектор, где на сегодняшний день так и остаются нищие жилищные организации, у которых постоянно проблема с тарифами на содержание жилья, на вывоз мусора. То есть с той регулируемой частью, которая жестко регламентирована постановлениями горсовета. Напомню, что тариф на вывоз мусора, который ничего не окупает, был принят еще до 1 марта 2000 года. Еще дело здесь осложняется тем, что население недовольно качеством услуг и рассчитывается не ахти как здорово.
И в этой обстановке спецавтохозяйство предпочитало работать на том рынке, где есть реальные деньги, а жилищная сфера была отодвинута на второй план. В итоге создались неблагоприятные условия по содержанию жилищного фонда, образовались несанкционированные свалки, кучи мусора, город, по сути дела, заполнился мусором в жилищном секторе. Тогда было принято оперативное решение по передаче спецтехники непосредственно жилищным организациям, которые и занимаются содержанием и обслуживанием жилья.
В тот период у спецавтохозяйства не хватило ресурсов для того, чтобы справиться с ситуацией. Все городские силы были направлены на решение этой задачи, помогали администрации округов, городские муниципальные предприятия (пассажирский транспорт, Водоканал, Теплокоммунэнерго и т.д.). Тогда удалось ситуацию стабилизировать, во-первых, по ремонту техники, по восстановлению парка, во-вторых, по приобретению новой спецтехники. Ведь с 1997-го по 2002 год город не приобретал ни одной единицы спецтехники по вывозке мусора. По сути дела, на сегодняшний день специальная техника изношена на 100%. Таким образом, основная масса спецпарка была направлена в жилищные организации для вывоза бытовых отходов жилого фонда. Сейчас выстроен график, есть сбои, есть взрывы, есть определенные недостатки, но в целом система работает, и достаточно устойчиво.
Теперь любое ЖКХ округа может точно так же заключать договоры с юрлицами, тогда у муниципальных предприятий появятся реальные деньги, которые они смогут тратить на жилищную сферу. Александр УСОВ говорит:
— Сегодня у жилищников появился некий небольшой, но доход, в принципе, его можно перераспределять внутри организации. К сожалению, вывоз мусора от населения -крайне убыточное мероприятие, и оно осуществляется сегодня только за счет этой доходной части. Конечно, никакой нормальной логике это не поддается: содержать одну часть за счет другой, когда обе они должны приносить прибыль. Но для муниципалитета сейчас главное — работать без убытков, хотя бы на нулевом балансе.
— Я бы еще хотел сказать, — продолжает тему и.о. директора МУП «САХ по уборке города» Виталий ПУТИНЦЕВ, — что на сегодняшний день получается такая ситуация: нас, жителей Омска, никто не спрашивал, есть у вас мусор, нет у вас мусора. Приходит единая квитанция, в которой написано: три рубля за вывоз мусора с человека, установлен такой тариф горсоветом. В то же время существуют предприятия, расположенные на первых этажах в жилых домах по Карла Маркса, Нефтезаводской, проспекту Мира. И у них нет договора на вывоз мусора. Куда они его выкидывают? Или у них нет отходов? Конечно, есть. Я как предприниматель заявляю, что процентов 80-90 предпринимателей таких договоров не имеют. Этот мусор выбрасывается также во дворы, на эти же контейнерные площадки и вывозится бесплатно.
В других городах, в частности в Иркутске, предприниматель не сдаст баланс в налоговой, пока он не покажет экологическую декларацию об уплате экологического сбора и договор со специализированным хозяйством (их в Иркутске три — два частных и одно муниципальное) о том, что он заплатил за вывоз ТБО. Есть методики расчетов отдельно для столовых, отдельно для магазинов, для частных предпринимателей, для офисов и для других структурных подразделений. Я думаю, и нашей администрации надо создавать некую нормативную базу для решения и этой проблемы.
«Мусорные» инвестиции
Усилия муниципалитета были направлены на то, чтобы город стал чистым, при этом убытки сократились. Насколько удалось решить эти задачи?
— Сложная ситуация возникла потому, что в тариф за вывоз и утилизацию отходов заложены только прямые расходы, без инвестиционной составляющей, — говорит директор департамента городской экономической политики администрации Омска Виктор МАХНЕВ. — Именно поэтому не обновлялась спецтехника и отрасль в принципе не могла быть инвестиционно привлекательной. Кстати, государства Европы строят свою политику в отношении переработки твердых бытовых отходов на иных принципах — не навреди природе и еще раз используй это. И мы сегодня готовим инвестиционные проекты под строительство полигона для вывоза мусора и мусоросортировочного завода, где сырье будет вторично использоваться примерно на 40%.
Однако насколько реальны эти проекты? Например, несколько лет подряд в Омске собирались строить мусоросжигательный завод, но так и не построили. Более того, во всем мире сегодня пришли к выводу, что сжигание мусора — это варварство.
— Мусоросжительный завод нужен для того, чтобы уничтожить мусор, — говорит Виктор МАХНЕВ, — в данном случае он нужен для уменьшения количества городских свалок. А мы сегодня ставим вопрос шире. В мусоре есть картон, стекло, жестяные банки, пластиковые бутылки, отходы различных металлов. Все это может быть использовано вторично. Для этого и необходим мусороперерабатывающий завод. Мы уже планируем запустить этот проект, пока небольшой, он будет перерабатывать процентов 10% ТБО, которые появляются в Омске. Это просто необходимо, поскольку за последние годы происходит резкое увеличение объемов ТБО: 2001 год — в 1,35 раз, 2002 — 1,2 раза. Здесь мы не говорим о массе, а об объеме. Возьмем пластиковую бутылку — она легкая, но объемная. Проанализировав опыт зарубежных стран, мы поняли, что государство должно регулировать эту процесс. Мы в силу своей ментальности, в силу того, что население неграмотно в отношении утилизации и переработки мусора, время упустили.
— Окупаемость нашего проекта, — продолжает рассказывать Виталий ПУТИНЦЕВ, — я видел расчеты и сам просчитывал — 5 лет. Первоначально планируется заняться переработкой пластмассы. Будут, конечно, и большие затраты — порядка 5 млн долларов. Это уже серьезный проект, некоммерческие кредиты на год-два. Здесь надо серьезные средства привлекать, чем сейчас мы и занимаемся. Муниципалитет в этом плане тоже активно помогает в открытии дополнительных точек сбора пластмассы.
Прежде всего деньги необходимо вложить в строительство мусоросортировочного завода. Для переработки пластмассы нужно иметь сырьевую базу. Логичнее было бы сначала построить мусоросортировочный завод, который бы отбирал не только пластмассу для ее переработки, а весь спектр вторичного сырья. Чтобы впоследствии, как в нефтяном производстве, углубить переработку мусора. В Москве есть уже такое производство. Там свои средства вложили предприниматели. И знаете, здесь, собственно, ничего сложного нет. Это небольшое количество работающих и практически ручной труд, небольшое отделение механическое (отделение металлов, мелкой фракции). Здесь ничего другого не придумали, в том числе и на Западе.
А еще муниципалитет предполагает сдавать в аренду места на полигоне, чтобы предприниматели могли выстраивать свой бизнес по утилизации ТБО, параллельный с муниципальными предприятиями. И это еще одно направление в отрасли ЖКХ, где можно заработать деньги. Ведь когда-то и пассажирские перевозки считались убыточными, а теперь есть и конкурентная борьба, и перераспределение рынка.