Вопрос, касающийся предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность под строительство индивидуального жилья, решался депутатами горсовета в течение нескольких месяцев. С одной стороны, муниципалитет стремился к тому, чтобы не ущемить своих интересов и не раздать «лишние» земли, которые ему потом, в случае чего, придется выкупать. С другой, ему не хотелось «зажимать» индивидуальных застройщиков, которые покупают земельные участки явно не для того, чтобы строить на них халупы. В итоге, по мнению мэра Евгения БЕЛОВА, вынесенный на окончательное утверждение проект решения учел интересы всех сторон.
Согласно принятому документу, земельные участки, предоставляемые под ИЖС, разделили на те, которые располагаются в кварталах сложившейся застройки, и те, которые «нарезаются» в новых жилых массивах. В соответствии с этим и произошла дифференциация: в уже сложившихся кварталах минимум, на что могут рассчитывать застройщики — 3 сотки, максимум — 10 соток. В новых жилых массивах соответственно — 4 сотки и 8 соток. Депутат Вячеслав ДВОРАКОВСКИЙ, возглавлявший комиссию, которая занималась земельным вопросом, уверен, что эта дифференциация самая оптимальная, которая «позволит сформировать архитектурный облик города не мелкими застройками, а более-менее серьезной архитектурой». Хотя не все депутаты согласились именно с этим делением. Игорь ЗУГА, к примеру, предложил увеличить нижний предел в новых жилых массивах до 0,5 га. Его предложение пропустили мимо ушей.
Впрочем, как и предложение Михаила ТУРКИНА, который считает идею депутатов разделить земельные участки в сложившейся застройке и новых жилых массивах просто совершенно ненужной, лишенной всякой логики. Мотивируя свою позицию, руководитель Комитета по земельным ресурсам и землеустройству сослался на то, что комитет, регистрируя земельные участки, не оперирует такими понятиями, как «сложившаяся застройка» и «новые жилые массивы». «Непонятно, где эти кварталы, кто их определяет? — задался вопросом Михаил ТУРКИН, — Допустим, придет к нам гражданин регистрировать участок, нигде не будет указано, где находится его участок в сложившемся квартале или новом». Посему, он уверен, что не надо вводить никакой дифференциации по видам земель. Достаточно просто записать одной строкой — минимальный размер 300 квадратных метров, максимальный — 1000 квадратов.
Хотя, как сказал корреспонденту «КВ» Михаил ТУРКИН, на комиссии он все-таки настаивал на том, чтобы нижний предел был установлен в размере 200 квадратных метров. Особенно это важно для тех, кто захочет получить участки в собственность в так называемых кварталах со сложившейся застройкой. В качестве примера он привел улицы Северные, где есть участки или занятые жилыми домами, или освободившиеся, которые размером меньше 300 квадратных метров (всего в частном секторе города таких участков около 7%). Согласно статье 20 Закона о государственном земельном кадастре, участки, которые по размеру меньше, чем определено органами местного самоуправления (под ИЖС в собственность), то они не вносятся в государственный кадастр и, соответственно, на них не регистрируется право собственности.
Однако депутаты вообще проигнорировали это уточнение руководителя комитета. А, скорее всего недопоняли. Они, видимо, посчитали, что, если утвердят 2 сотки, то народ их не поймет и будет возмущен (как возмутился депутат ТАРАСОВ: если записать все одной строкой, то, получается, в «долине нищих» будут нарезаться участки всего по 3 сотки) столь маленькими размерами. Хотя Михаил ТУРКИН пытался донести до них мысль, что участки, предназначенные для передачи в собственность, сначала «нарезаются», утверждаются мэром и только потом выставляются на конкурс. Совершенно не значит, что весь город поделят на участки по 2 сотки. Будут разные. Кому что надо, тот себе и возьмет. Другое дело, что те, у кого дома уже стоят на пресловутых 2 сотках, останутся не у дел. Хотя есть другое решение: присоединить эти участки к соседним (одна часть отойдет соседям справа, другая — соседям слева).