Сорвал куш — плати налог
Необходимость внесения изменений в областной закон вызвана тем, что с первого января 2004 года вступит в силу гл. 29 второй части Налогового кодекса РФ «Налог на игорный бизнес». В ней утверждены новые федеральные ставки налога, которые выше ныне действующих от 1,2 до 2,5 раза. Кроме того, в соответствии с этой главой ставки установлены не в размере, кратном МРОТ, а просто в тысячах рублей (подробно об этом «КВ» писали в № 3 от 22 января 2003 года).
Так вот, по Налоговому кодексу, если субъекты Федерации не утвердят свои ставки налога (они могут быть выше минимальных, установленных НК, не более, чем в пять раз), то на их территории будут действовать минимальные федеральные: за один игровой стол — 25 000 рублей, за один игровой автомат — 1 500 рублей, за одну кассу тотализатора или кассу букмекерской конторы — 25 000 рублей. Поэтому вполне логично, что местные законодатели решили установить свои правила игры. Особенно, если учесть, что с первого ноября 2003 года налоги республик, краев, областей России дополняются налогом на игорный бизнес, а с первого января 2004 года этот налог исключается из перечня федеральных налогов. (В настоящее время в федеральный бюджет зачисляются средства в размере минимальных федеральный ставок налога, а остальные средства, сверх минимальных ставок, распределяются 50 % на 50 % между областным и городским бюджетами. С первого ноября 2003 года весь налог будет поступать в следующих пропорциях: 50 % в областной, 50 % — в бюджет муниципального образования, на территории которого находятся игорные заведения.) (?)
— Ставки налога на игорный бизнес мы не меняли более двух лет, — прокомментировал законопроект председатель комитета финансовой и бюджетной политики ЗС Олег ШИШОВ. — Ставки были довольно низкими. Установили их такими потому, что в Омской области игорный бизнес практически не развивался. За последние годы люди сделали стартовый капитал, заработали деньги, теперь надо платить налоги. Ставки налога планируется увеличить примерно в два раза. У нас нет особого интереса к тому или иному виду деятельности. Мы стремимся к тому, чтобы все они были примерно одинаково бюджетно нагружены. Если на территории Омской области кто-то получает с какого-то вида деятельности доходы, то он пропорционально этим доходам должен вносить в казну области налоги. И таким образом участвовать в развитии образования, здравоохранения, культуры, транспорта на территории области.
Как отмечено в финансово-экономическом обосновании к законопроекту, «в 2002 году количество объектов налогообложения по игорному бизнесу возросло на 57,1 % по отношению к 2001 году (см. таблицу № 1). Кроме того, если, например, в 2000 году средняя налоговая нагрузка на одного плательщика налога на игорный бизнес составляла 52 тысячи рублей, то в 2002 году — 552,3 тысячи рублей. Несмотря на 10-кратное увеличение нагрузки, количество плательщиков налога на игорный бизнес возросло почти в два раза. Это свидетельствует о благополучном и стабильном развитии данного вида деятельности, а также о том, что существующие ставки налога являются не предельными и не препятствуют развитию данной отрасли».
О размере ставок еще подумают
Учитывая статистику, а также размеры ставок в соседних регионах, и было решено поднять ставки налога от 1,5 до 2,5 раза. Согласно законопроекту их предполагается утвердить следующими: за один игровой стол — 75 000 рублей, за один игровой автомат — 3 000 рублей, за одну кассу тотализатора или кассу букмекерской конторы — 50 000 рублей. Правда, первоначально, до того как проект закона был направлен на заключение в областную администрацию, размер ставок за игровой стол и автомат планировалось установить несколько меньше: 60 000 и 2 000 рублей соответственно.
Вполне возможно, что в ходе принятия закона размер ставок будет изменен. «Наш комитет по финансовой и бюджетной политике планировал принять сегодня законопроект в первом чтении. Но затем мы решили ограничиться принятием его только к рассмотрению, поскольку надо хорошо обдумать — есть ли необходимость сразу так резко увеличивать налог. У нас есть несколько предложений от нашего комитета, областной администрации, а также заинтересованных сторон по поводу того, какими установить размеры ставок. После 15 августа мы будем работать с поступившими поправками», — сказал Олег ШИШОВ.
Уровень рентабельности — минимальный
Депутаты не без оснований решили еще поработать над законопроектом: представители игорного бизнеса отрицательно относятся к увеличению ставок налога и расценивают даже нынешние ставки как чрезмерные. По их словам, увеличение количества игровых автоматов и столов за последние два-три года не привело к пропорциональному росту числа игроков и росту доходов игорных заведений. За счет «перетекания» клиентской базы у части заведений существенно ухудшились финансовые показатели, около половины из одиннадцати действующих в настоящее время казино имеют минимальный уровень рентабельности. Более того, в 2002 году, например, закрылись такие игорные заведения как «Болеро», «Альтаир», «Карусель», «Покерный клуб», а в этом году — «Галерея».
— Значительное увеличение сумм налога приведет к сокращению количества объектов налогообложения, так как рентабельные казино сократят число игровых столов, а нерентабельные закроются, — сказал директор ООО «Ставка» Денис КОШЕЛЬ. — Поэтому налогооблагаемая база даже при 60-процентном увеличении ставок налога может сократиться на 15-20 процентов.
По мнению представителей игорного бизнеса, в настоящее время наиболее оправданно сохранение ставок налога на прежнем уровне либо их незначительное увеличение — не более, чем на 10 %. «В Омске хотят увеличить ставки, сравнивая наш город с соседними, в частности с Новосибирском, где сегодня ставка налога за один игровой автомат 80 000 рублей. Но в Новосибирске экономическая ситуация лучше, чем в нашем городе, там больше состоятельных людей. Если у нас значительно увеличат ставки, то многие игорные заведения закроются», — отметил директор казино «Империя» Иван ГОЛОШУБИН.
А штрафы-то — серьезные
Глава 29 второй части НК РФ вводит не только новые размеры ставок, но и новые правила регистрации игровых столов, автоматов, а также касс тотализаторов и букмекерских контор. По действующему законодательству регистрировать в налоговых органах необходимо общее количество каждого вида объектов налогообложения. Со следующего года на учет надо будет ставить каждый игровой автомат, стол, а также каждую кассу. Причем если сейчас их необходимо регистрировать «до момента установки» в игровом заведении, то со следующего года — «не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки».
Согласно гл. 29 ч.2 НК РФ за нарушение правил регистрации будут взиматься штрафы в трехкратном размере ставки налога, утвержденной для соответствующего объекта налогообложения. В случае, когда нарушение правил регистрации будет выявлено более одного раза, штраф взыщут в шестикратном размере ставки налога. То есть если, например, местные законодатели утвердят ставку налога за один игровой стол в размере 75 000 рублей, то в первом случае штраф за нарушение правил его регистрации составит 225 000 рублей, а во втором — 450 000 рублей.