— Какую долю рынка вы сейчас занимаете?
— 7-10% от алкогольного рынка Омска. Водочный ассортимент в Омске, в отличие от других городов, очень скудный: два местных производителя, «кабардинская водка» и сектор «премиум». Те продавцы, кто понимал, что ассортимент — это возможность увеличения товарооборота, шли на сотрудничество с нами без всяких ценовых преференций.
— 7-10% — это все, что вы можете?
— Нет, это только малая толика наших возможностей. В свое время завод выпускал множество различного рода ликеров, наливок и настоек. Я бы не хотел, чтобы «Омскликероводка» воспринималась в Омске как производитель только водки. Я бы предпочел, чтобы мы выпускали ту продукцию, которая бы заставила потребителя отойти от водки в пользу других напитков. Тех же наливок, например. Более привычных для отечественных желудков.
— «Капитанский» джин-то не назовешь привычным.
— По джину у нас другая программа. В текущий летний период мы собирались активно продвинуть его через омские рестораны и кафе именно как основу для коктейлей. Но для выполнения данной рекламной кампании не хватило финансовых ресурсов.
— Если говорить только о текущих расходах, в месяц завод зарабатывает больше, чем тратит?
— Четыре последних месяца мы уже не брали денег в долг.
— Банкротство было осуществлено сознательно, чтобы заморозить все предыдущие долги и нормально работать на протяжении 18 положенных судом месяцев? А потом, раскрутившись, выйти из банкротства возрожденным?
— Если следовать букве закона, предприятие действительно банкрот. Произведенные нами действия — искусственны. Да, они позволили реанимировать завод и платить людям зарплату. То, что вы говорите -возрождение «Омскликероводки» и расчет полностью по всем долгам, за 18 месяцев не произойдет. Этого срока мало.
— То есть текущих денег вам хватает лишь на поддержание штанов? Но не на развитие?
— Да.
— А что нужно для развития? Инвестор?
— В том состоянии, в котором завод существует, он может, конечно, жить еще годы, но все равно будет на закате, если сюда не вложат деньги. Имеющееся оборудование требует модернизации, а значит, исолидных инвестиций.
— Нынешний закон о банкротстве предполагает продление внешнего управления вплоть до бесконечности.
— Если кредиторы будут согласны.
— Но почему в таком случае кредиторы не пошли на конкурсное производство?
— В той ситуации, которая былаполгода назад, когда только началось наблюдение, идти на конкурсное производство было бессмысленно. Все,что можно было выручить от продажи зданий и оборудования, покрыло бы лишь малую часть долга. Хотя сейчас конкурсное производство могло бы быть более интересным, потому что стабильно работающий завод продавался бы как единица бизнеса.
— Так бы и сделали.
— Это будет решать совет кредиторов. Может быть, и решит. Ведь понятно, что возврат долгов в течение трех лет устроит не всех.
— Возможные инвесторы за этот год не появлялись?
— Если кто и приходил, то первым делом смотрел баланс предприятия. А посмотрев баланс, тут же уходил.
— Какую долю рынка вы намереваетесь занять, скажем, через год?
— До 20%.
— Значит, капитализация предприятия увеличится и его можно будет продать еще дороже?
— Когда в августе-сентябре завод стоял с долгами, то в Омске дешевле было снять в аренду производственное помещение, поставить туда технологическую линию, сертифицировать ее и запустить производство водки. Сейчас мы уже что-то стоим.
— Вы не думали о сегменте «премиум»?
— На самом деле «премиум» — это иллюзия для потребителя. Берет он бутылку и читает: сделано из спирта «Люкс». О! Берет другую водку и видит надпись «сСелано из спирта „Экстра“ или „Спирт высшей очистки“. Но водка, сделанная на „Экстре“, например, мягче, пьется потому что спирт не так жестко очищен от эфирных масел. Все остальное — этикетка, форма бутылки, пробка — это антураж, привносящий дополнительную стоимость.
— А вы где покупаете спирт?
— В Мариинске Кемеровской области. Перед тем как запуститься наши технологи проранжировали виды всех имеющихся спиртов и пришли к выводу, что этот лучший. Впрочем сейчас предложений по спирту гораздобольше. Есть и более выгодные. Но есть проблема. Если мы возьмем другой спирт, изменится вкус, и потребитель может сказать: водка стала на вкус другой, значит, завод перестал следить за качеством и делает продукт из дешевого спирта. Причем скажет так независимо от того, хуже или лучше стала по вкусу водка. Такова потребительская психология.