«Папа, папа, наши сети...»
Большинство компаний, предлагающих мобильники, специализируется на оргтехнике, компьютерах и комплектующих к ним и лишь попутно приторговывает всякими там «моторолками» и «эриками». Тех, кто занимается исключительно «мобилизацией» населения, намного меньше. И речь сегодня пойдет именно о них.
Все крупные салоны связи, за исключением разве что «Global sot», являются официальными дилерами «Би Лайн GSM» и «МТС» и, соответственно, специализируются исключительно на GSM-телефонах. Так что если вы вдруг захотите приобрести раритет стандарта TDMA или NMT, в которых работают «Tele2» и «Сотел», вам придется как следует побегать. Автор этих строк видел TDMAшные аппараты только в одном из салонов «СОТиК'а » и в отделении «Омеги», что на улице Ленина. А сотеловские телефоны вообще нигде, кроме офиса компании, не сыщешь. Причина такой избирательности, по утверждению самих продавцов, в непопулярности вышеупомянутых стандартов. GSM — это, во-первых, более высокое качество связи, а во-вторых, более удобная система обращения. Поменял SIM-карту — и ты уже абонент другой компании. И наоборот, захотел новый телефон с прежним номером -пожалуйста. В то время как в стандартах NMT и TDMA информация «вшивается» в сам аппарат. К тому же действительно хорошие телефоны у «Tele2» и «Сотела» стоят дорого.
Однако то, что салоны связи торгуют только лишь GSM-трубками, еще не означает, что выбирать не из чего. В большинстве фирм предлагают единовременно порядка двух-трех десятков моделей телефонов разных производителей. На любой вкус и кошелек — от 2 000 до 16 000 рублей. Радуют в плане разнообразия «Эльбрус», «Global sot» и «Мобилэнд». Здесь на обозрение клиентов выставлено больше сорока различных аппаратов.
В большинстве салонов действуют скидки при подключении. Схема проста: покупатель подключается, продавец получает вознаграждение от оператора, дилером которого он является, и таким образом компенсирует недополученное за счет скидок. Исключение составляет лишь «Global sot», поскольку он, хоть и производит подключение, официальным дилером не является. Зато в салоне действует система дисконтных скидок — при покупке телефона дороже 5 000 рублей или двух телефонов одновременно клиент получает дисконтную карту, которая дает ему право на скидку в 3-5% при последующих покупках.
Статус дилера предполагает не только получение вознаграждения, но и выполнение некоторых обязанностей. В каждом салоне вам обязаны дать полную информацию об услугах, тарифных планах, зоне охвата того или иного оператора и оформить всю необходимую для подключения документацию. Вообще-то сотовики стараются не высказывать предпочтений относительно операторов, но в один голос заявляют, что работать легче с Би Лайном. Там для подключения будущему абоненту надо только подписать договор, а в МТС заполняется 5 различных бланков, которые отправляются по факсу в компанию, там согласовываются, и только после этого абонента подключают.
Интересно строится работа с операторами в компании «Медиаком». Там решили, что мухи должны быть отдельно, котлеты — отдельно. В том плане, что в одних салонах идет подключение только к Би Лайну, в других — только к МТС. «Это же классно, — делится соображениями коммерческий директор „Медиакома“ Руслан ХОРОШИЛОВ. — Нет лишних вопросов по поводу того, какой оператор лучше, нет лишней конкуренции между компаниями». Логично. Только вот многие, собираясь купить сотовый телефон, руководствуются тем, какой салон ближе к дому. И тот, кто захочет подключиться, скажем, к МТС, вряд ли поедет искать, в каком салоне «Медиакома» он сможет это сделать, а пойдет к конкуренту неподалеку. Благо сегодня мобильники продают едва ли не на каждом углу.
Кстати, если вы все же решитесь прогуляться по салонам с вывеской «Медиаком», не удивляйтесь, если одна и та же модель в одной точке будет стоить на 300-400 рублей дороже, чем в другой. Просто по городу работает около 20 субдилеров «Медиакома», то есть совершенно независимых компаний, работающих под этой маркой (своих салонов у «Медиакома» четыре). И каждый из субдилеров ворочает ценой как хочет.
Новый друг стоит старых двух
Те, кому не хватает денег на новую «трубу», могут приобрести «поношенную» практически в любом салоне. Не связываются с подержанными телефонами разве только «Эльбрус» и «Мобилэнд». Впрочем, и все остальные «бэушные» аппараты своим профилем делать не собираются. Даже «Омега», лидирующая по количеству подержанных мобильников, предлагаемых потребителям, считает это направление своей деятельности побочным. «Просто покупать телефоны неинтересно. Мы предлагаем услугу обмена „бэушного“ телефона на новый. Если человеку надоел его аппарат или он хочет приобрести более совершенную модель, он может прийти к нам и обменять свой телефон на новый с некоторой доплатой», — поведал заместитель коммерческого директора «Омеги» Дмитрий МЕДВЕДЕВ.
Предлагает «Омега» и услугу ремонта телефонов. Довольно необычное занятие для крупных торговцев. Обычно этим занимаются полукустарные мастера мелких конторок. Солидные же фирмы если и содержат ремонтников, то только для внутренних нужд либо для обеспечения гарантийного обслуживания. По словам Дмитрия МЕДВЕДЕВА, «Омега» просто вышла на тот этап, когда в этом есть необходимость. И сервис-центр нужен не для зарабатывания денег, а для нормальной работы всей сети. Поскольку, как это ни печально, даже самая хорошая аппаратура имеет определенный процент брака. Параллельно приторговывает «Омега» и компьютерами. Но в отличие от, например, «Мобильного мира» или «Цифрового мира» «Омега» начинала именно с телефонов. А на компьютеры переключилась, потому что сегодня это актуально и надо подстраиваться под рынок. Это весьма распространенная практика в развитых странах. Так, крупная московская сеть «Техмаркет», по утверждению Дмитрия МЕДВЕДЕВА, в качестве сопутствующего товара продает швейцарские часы.
«Там не покупай, здесь покупай!»
Если говорить о рынке сотовых телефонов в целом, то сегодня этот рынок раздирает жестокая конкуренция. Выражается это, прежде всего, в сбивании цен на телефоны. Сегодня сотовые дешевеют с каждым днем. И это не есть хорошо. Как говорит Дмитрий МЕДВЕДЕВ, «увидел, какая у другого цена, и сделал дешевле — это не бизнес. Мы можем сделать цену ниже, но какой в этом смысл? Ценовой демпинг бьет не только по отдельным продавцам, но и по всей экономике в целом. Конкуренция должна выражаться в создании собственного имиджа, в каких-то интересных маркетинговых решениях. Бизнес этот довольно интересный, и воевать в нем не имеет смысла. Надо, напротив, объединить усилия и сделать так, чтобы было хорошо и покупателям, и продавцам. Было бы неплохо встретиться с остальными участниками рынка за круглым столом и обсудить пути дальнейшего развития рынка». Однако пока это только мечты, и демпинговая политика конкурентов становится для торговцев мобильниками настоящей головной болью. Так, например, из салона «Радуга GSM», что на Маркса, корреспондента «КВ» попросту вежливо попросили, когда он переписывал цены для таблицы. Заявив, что вести записи в салоне не полагается. Вот такая вот секретность.
Помимо бросовых цен на телефоны салонщики завлекают клиентов всевозможными подарками и рекламными акциями. Так, в «СОТиК'е » и в «Радуге GSM» предлагают чехол в подарок, а в той же «Радуге» совместно с МТС проводят целую рекламную кампанию «Прикоснись к радуге». Победители смогут порулить самолетом или прыгнуть с парашютом.
Что же до перспектив, то на рынке сотовых телефонов нынче наблюдается две тенденции. Первая — постепенно снижается число подключающихся. Сегодня, по мнению менеджера салона «Global sot» Юлии ХОХЛОВОЙ, сотовый телефон имеет чуть ли не каждый второй, и рынок близок к насыщению. Все больше становится тех, кто приходит в салон не для того, чтобы пополнить число абонентов той или иной компании, а для того, чтобы приобрести более стильный и навороченный аппарат. Вторая тенденция — в крупные сети салонов «попадаются» более мелкие дилеры, происходит поглощение малоформатных продавцов либо формирование субдилерской сети, как в случае с «Медиакомом». Однако как бы то ни было, рынок развивается, и развивается бурно. Одна только «Омега» планирует открыть в августе-сентябре 4 новых салона. И это, как говорится, еще не предел.
Таблица 1. Цены на некоторые модели сотовых телефонов в салонах связи города, (в скобках указана цена при подключении)
Салон/Модель Sony-Ericsson T100 Siemens A35 Siemens A50 Siemens C55 Siemens S55 Motorola T190 Motorola C350 Nokia 2100 Nokia 3310 Nokia 3510i Samsung N500 Samsung R200/210
Омега 3690 (3400) 2290 (2150) 3100 (2850) — 10500 2700 (2400) 4990 (4850) 4390 (4250) 3290 (3100) 5650 (5490) 4390 (4250) -
Интерантенна — - — - — - — - — - — -
Эльбрус 3280 (3090) 2190 (1970) 2890 (2690) 4730 (4430) 9690 (9470) — 4690 (4290) 4390 (4290) 2980 (2830) 5190 (4990) 4240 (4090) 3590 (3390)
Радуга GSM 3590 (3490) 2350 (2250) 3090 (2990) 4530 (4430) 9930 2780 (2680) 4940 (4840) 4680 (4480) 3370 (3190) 5450 (5350) — 3850 (3750)
СОТиК 3490 (3350) 2390 (2290) 2990 (2850) 4590 (4390) — 2690 (2590) 4890 (4690) 4590 (4390) 3190 (3090) 5300 4390 (4200) 3990 (3650)
Мобилэнд 3250 (3150) — 2980 (2890) — 9270 (8990) — - 4190 (4060) 2990 4990 (4840) 4200 (4070) 3440 (3340)
Медиаком — 2190 (1990) 2830 (2690) — 9800 2770 (2470) 4760 (4560) -3130 (3030) 5190 (4990) 4290 (4190) 3650 (3550)
Global sot 3280 — 2980 4250 9680 2390 4350 4350 2990 5190 4250 3510
Евросеть 3400 (3300) — 2950 (2850) 4600 (4500) 9500 (9400) — 4600 (4500) 4500 (4400) 3100 (3000) — 4500 (4400) 3800 (3700)
Офисы МТС ок. 3190 (5) ок. 2100 () ок. 2700 () ок. 4100 (5) ок. 10340 (0) — ок. 4560 (0) ок. 4100 (5) ок. 3010 () ок. 5320 (5) ок. 4100 (5) ок. 3500 (5)
Офис Би Лайн GSM 3300 — - — - 2400 — - — 6760 5000 3700
Цены указаны в рублях на 21.07.2003 г.
Таблица 2. Количество торговых точек в крупнейших сетях салонов связи
Название сети Количество салонов
Интерантенна 14
Омега 13
Радуга GSM 7
Эльбрус 5
Медиаком 4+субдилеры
Мобилэнд 4
СОТиК+ 2
Global sot 2
Евросеть 2
Дмитрий СВЕТЛОВСКИЙ