Порядки для того и существуют, чтобы...
Порядок государственной регистрации региональных и муниципальных лотерей вступил в силу 24 января 2003 года. Указ губернатора, согласно которому все лотереи и розыгрыши, организуемые в городе и области, должны регистрироваться, вступил в силу в ноябре 2002 года. Оба эти документа регулируют лотерейную деятельность и их основное требование — все лотереи, проводимые в городе и области должны регистрироваться, в том числе рекламные розыгрыши, проводимые в торговых сетях.
По этому поводу есть соответствующее разъяснение Минфина РФ, где сказано: «Указанный вид деятельности является лотереей рекламного характера, так как в » розыгрышах" участвуют граждане России, покупатели продукции торговых организаций, в качестве лотерейных билетов фигурируют купоны, анкеты с указанием координат участников лотереи, по которым путем розыгрыша определяются победители — владельцы призов". А пункт 1 Порядка регистрации относит подобные розыгрыши к муниципальным лотереям — "... тотализатор и системная игра (электронная) игра, проводимые в игорном заведении, а также розыгрыши различных призов, проводимых в целях рекламы, считаются приравненными к муниципальной лотерее и далее именуются — муниципальные лотереи".
Несмотря на нормы законодательства, которые предусматривают регистрацию лотерей и рекламных розыгрышей, их организаторы не особо торопятся придавать им официальный статус. Сегодня в Омске официально зарегистрировано всего две лотереи. Как пояснили в Лицензионной палате Омской области, обе лотереи относятся к разряду так называемых «стимулирующих лотерей».
Хорошо, где «Маркет-шоу» есть
Первое свидетельство о регистрации в мае этого года получила лотерея «Хорошо, где наш есть», проводимая в розничной сети гастрономов «Наш магазин». Официально ее зарегистрировала компания «Русконсалтинг». Как рассказала руководитель рекламного отдела сети гастрономов «Наш магазин» Ирина ДМИТРИЕНКО, в финансовом плане регистрация лотереи не стоила им ни копейки. Сложности были в сборе необходимой документации. На момент регистрации даже в Лицензионной палате толком не знали, какие документы необходимо подготовить для регистрации. «Мы были первыми, и на нас отрабатывали механизм регистрации», — говорит Ирина ДМИТРИЕНКО.
По своей сути эта лотерея практически не отличается от тех, к которым за последнее время успели привыкнуть омичи. Тем не менее различия все-таки есть. Участником лотереи может стать любой клиент гастрономов «Наш магазин», купивший товаров на сумму 500 рублей и выше. В этом случае он автоматически становится обладателем номерной дисконтной карты. Каждые два месяца организаторы лотереи проводят розыгрыши призов. Но в них участвуют не все дисконтные карты, а те, с помощью которых их обладатели сделали хотя бы один раз покупку на сумму одна тысяча рублей. Такие карты автоматически вычисляются и «попадают» в лототрон. Кроме того, как пояснила руководитель рекламного отдела сети гастрономов «Наш магазин» Ирина ДМИТРИЕНКО, владельцы дисконтных карт автоматически получают скидку 3%, которая затем варьируется (но ниже 3% не опускается).
Лотерея «Маркет-шоу», инициатором проведения которой стало информационное агентство «ДО-инфо», одним из видов деятельности которого является проведение маркетинговых исследований, в принципе тоже «работает» на привлечение покупателя. Как сказал исполнительный директор ООО «ИА „ДО-инфо“ Артавазд ИСАБЕКЯН, лотерея — это хороший маркетинговый инструмент. „Маркет-шоу“ — лотерея, которая позволит войти в нее небольшим торговым компаниям, которым проводить собственные локальные лотереи достаточно накладно. Более того, она позволит исключить из деятельности компаний несвойственные им виды бизнеса — проведение лотерей и рекламных кампаний, при этом усилить свои конкурентные преимущества.
Суть лотереи в том, что ее организует не один магазин, а несколько (сколько конкретно, пока сказать сложно, организаторы как раз занимаются их привлечением). Призовой фонд формируется за счет взносов компаний, которые изъявят желание войти в „Маркет-шоу“. Участники лотереи — все покупатели точек, участвующих в формировании призового фонда. Чтобы получить лотерейный билет, достаточно будет приобрести товаров или услуг на определенную сумму (в каждой точке она будет своя — можно купить на 100 рублей и получить билет, а можно и на тысячу). Получив билет, в нем по принципу лотереи спортлото надо будет вычеркнуть пять цифр из 25. Таких лотерейных билетов у вас может быть сколько угодно — все зависит от того, как часто вы будете пользоваться услугами компаний, в которых будет проходить „Маркет-шоу“.
Как сказал Артавазд ИСАБЕКЯН, в идеале организаторы лотереи предполагают организовывать розыгрыши тиражей еженедельно. Выигрышная комбинация цифр будет определяться лототронным способом, транслировать розыгрыши планируется на телевидении. Те, кто угадает пять цифр, станут обладателями главных призов (40% от призового фонда, а это, в зависимости от количества компаний, которые войдут в „Маркет-шоу“, в пределах 50 тысяч рублей). Угадавшие четыре, три цифры тоже будут получать призы, но их ценность будет уже ниже.
Самое главное в затее ИА „ДО-инфо“ то, что лотерея „Маркет-шоу“ позволяет компаниям, которые в нее включатся, проводить розыгрыши с покупателями на вполне законных основаниях. Если они сейчас организуют и проводят их, нарушая законодательство, то, отказавшись от проведения локальной лотереи и войдя в „Маркет-шоу“, автоматически становятся организаторами официально зарегистрированного розыгрыша.
С другой стороны, немалое число фирм продолжают устраивать лотереи без всякой регистрации, так как юридически их наказать пока сложно. Звонили, например, в Лицензионную палату из компании „Манрос М“, выясняли детали регистрации проводимого сейчас ими розыгрыша квартиры, но потом передумали. Предполагаемый палатой закон Омской области, который бы четко оговаривал возможность наказания нерадивых, так и не был принят Законодательным собранием.