Дорожные деньги сбалансируют бюджет
Законопроект о внесении изменений в областной бюджет на 2003 год представил заместитель председателя комитета финансов и контроля Омской области Александр МАТНЕНКО. Он сообщил, что бюджет планируется увеличить по доходам и расходам на 2,026 млрд рублей, так как за первое полугодие 2003 года в бюджет дополнительно поступило более двух миллиардов рублей. (По законопроекту общий объем доходов областного бюджета составляет 12,9 млрд рублей, расходов — 12,7 млрд рублей. Профицит бюджета в объеме 200 тысяч рублей направляется на погашение госдолга Омской области. — Ред.) «Перевыполнение плана по доходам произошло в основном за счет акцизов на нефтепродукты», — сказал он. А потом заявил:
— В проекте закона предлагается изменить схему финансирования дорожного хозяйства, приостановив на 2003 год действие областного Закона о Территориальном дорожном фонде. Средства фонда как по доходам, так и по расходам предполагается целевым образом учитывать в общей части областного бюджета. Это позволит сбалансированно распределить дополнительно поступившие доходы.
А также решить ряд проблем, связанных с использованием средств на строительство, содержание и реконструкцию дорог в сельских населенных пунктах. Раньше поселковые дороги содержалась за счет земельного налога. Теперь этот налог включен в перечень доходных источников дорожных фондов. Согласно же федеральному законодательству о дорожных фондах за счет их средств можно финансировать только дороги, находящиеся в федеральной госсобственности или государственной собственности субъектов Федерации, а поселковые дороги нельзя отнести ни к тем, ни к другим.
Почти половина доходов — акцизы на нефть
В ответ на это заявление депутат ЗС Андрей АЛЕХИН сразу же решил уточнить: куда пойдут средства, предназначенные для формирования доходов ТДФ и не будет ли нарушено федеральное законодательство? МАТНЕНКО повторил уже сказанное, что доходы как поступали в областной бюджет, так и будут поступать. И добавил: «В первом полугодии 2003 года доходы фонда, в частности, по акцизам на нефть, составили 43 % налоговых доходов бюджета. Это не соответствует тому распределению функций, которые Омская область исполняет как субъект Федерации. Дорожное хозяйство занимает немаловажное место, но не половину же всех функций области. Есть еще образование, здравоохранение, социальная политика. В Омской области опережающими темпами проведено повышение зарплаты бюджетникам. А это требует немало средств, особенно если учесть, что из федерального бюджета расходы на повышение зарплаты работникам бюджетной сферы не компенсируются. Из двух миллиардов рублей, дополнительно поступивших в областной бюджет, 854 миллиона будут направлены на дорожное хозяйство. Остальные деньги — на социально значимые статьи».
Закодировали
Прежде чем получить четкий ответ на вопрос, каким же будет новый механизм зачисления в бюджет доходов ТДФ, представители от фракции КПРФ в Законодательном собрании еще несколько раз спрашивали об этом у Александра МАТНЕНКО. В конце концов, ссылаясь на нормативно-правовые документы, он разъяснил:
— Министерство финансов своими объяснениями в инструкции № 122 подчеркивает, что образование Территориального фонда — это право субъектов Федерации. Если они
это право не реализовали, то средства, которые предусмотрены для формирования дорожных фондов, зачисляются в общую часть областного бюджета.
По его словам, согласно ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон „О бюджетной классификации Российской Федерации“ источники формирования дорожных фондов имеют собственные коды и являются одновременно доходами бюджетов субъектов Федерации. (В законе об областном бюджете на 2003 год в разделе „доходы“ прописана строка „код 4000000 — “Целевые бюджетные фонды субъектов РФ (дорожный фонд)», в которой указана общая сумма доходов ТДФ. Согласно законопроекту в разделе «доходы» предлагается отдельными статьями прописать каждый источник формирования доходов ТДФ. Например, в подразделе «акцизы»: «код 1020206- „бензин автомобильный“, „код 1020211 — “дизельное топливо», «код 1020213 — »моторные масла". Этими же кодами обозначены акцизы на нефтепродукты, которые являются собственными доходными источниками областного бюджета. — Ред.)
Видимо, прекратить дебаты решил председатель комитета ЗС финансовой и бюджетной политики Олег ШИШОВ, напомнив коллегам, что по Бюджетному кодексу РФ, если профицит бюджета составляет более 10 % процентов, то в бюджет необходимо вносить изменения. После чего депутат ЗС Александр МЕЛЬНИКОВ подчеркнул: «Вы меня нисколько, коллеги, не убедили. По дорожным фондам было несколько решений Конституционного суда. Если мне память не изменяет, в последнем, принятом 15 марта 2002 года, норма о целевом назначении дорожных фондов подтверждена еще раз».
Раз ромашка, два ромашка, три...
В итоге депутаты приняли законопроект к рассмотрению. Однако обсуждение вопроса по ТДФ на этом не прекратилось. Когда МАТНЕНКО отчитался об исполнении областного бюджета за первое полугодие 2003 года, АЛЕХИН поинтересовался, почему в отчете в строке доходы ТДФ стоят нули и сколько фактически средств поступило в фонд за полгода. Заместитель главного финансиста области ответил, проведя устный подсчет доходов:
— Если остаток средств на счете фонда составил где-то два миллиона рублей, а расходы фонда в первом полугодии профинансированы в объеме 860 млн рублей, то, значит, доходы фонда равны 862 млн рублей. Эти средства расписаны в общей части доходов бюджета.
Кстати, если учесть, что согласно отчету об исполнении бюджета в первом полугодии 2003 года доходы по акцизам на нефтепродукты составили 2, 081 млрд рублей и что пять шестых этих средств — доходы по акцизам, причитающиеся ТДФ, то общий объем доходов фонда, с учетом земельного и транспортного налога, должен был составить более 1,8 млрд рублей.
Вообще растаскивание средств ТДФ в Омской области давно стало традицией. Сначала деньги уводили, не предавая этот факт гласности. Потом стали говорить, что да, средства направляются на финансирование других необходимых статей бюджета. А затем сам губернатор Леонид ПОЛЕЖАЕВ открыто заявил, что «мы действительно нарушаем постановление правительства о целевом использовании дорожных средств». (это было 29 мая на заседании ЗС). А теперь средства фонда решили размазать по всему бюджету.
Игорь СЕРГЕЕВ.
Комментарии участников заседания ЗС по вопросу о ТДФ.
Андрей АЛЕХИН, депутат ЗС:
— По нашим подсчетам в фонд поступило около двух миллиардов рублей. Очевидно, что эти деньги направили на иные цели, а это незаконно. Совершенно неправильно, что предлагается приостановить действие закона о ТДФ. Деньги фонда опять решили разграбить.
Сергей КАЗАКОВ, прокурор Омской области:
— Как было сказано, доходы и расходы дорожного фонда как были, так и останутся в областном бюджете. Расходоваться средства будут по целевой программе Территориального дорожного фонда. Мы же сейчас будем рассматривать вопрос с точки зрения законодательства, есть ли нарушения или нет.
Олег ШИШОВ, председатель комитета финансовой и бюджетной политики ЗС:
— Проблема связана с несовершенством работы Госдумы, Совета Федерации и Правительства. Получилось так, что доходы по акцизам на нефтепродукты сконцентрировались там, где есть нефтезаводы и где работают основные продавцы нефтепродуктов. В результате этого в выигрыше остались только 18 регионов России, включая Омскую область. Планировалось, что в 2003 году доходы фонда составят 1,5 млрд рублей, фактически же они будут, наверное, около трех миллиардов рублей. Мы считаем, что это справедливо направить дополнительные доходы от акцизов на нефтепродукты на социальные статьи бюджета.
Справка
Территориальные дорожные фонды формируются за счет акцизов на нефтепродукты в размере 50 % дохода (в субъекты федерации акцизы на нефтепродукты зачисляются в размере 60 % дохода; из них 50 % в ТДФ, остальные 10 % — в собственные доходные источники областного бюджета.), транспортного и земельного налогов. Кроме того, в доходы областного ТДФ на 2003 год включены поступления от погашения задолженности, образовавшейся на первое января 2003 года по налогу на пользователей автомобильных дорог, штрафы и пени по этому налогу, а также средства по заключительным расчетам по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2002 год.