Главной темой
обсуждения стала Концепция национальной системы
электронных сделок, разработанная омскими специалистами.
Эксперты ознакомились с достоинствами и недостатками системы
и постановили создать рабочую группу для изучения полученных
омичами результатов Научно-исследовательских работ
(НИР), которые планируется завершить в конце
октября — начале ноября. Экспертизу НИР
планируется провести в рамках рабочей группы и
Экспертного совета ФЦП «Электронная Россия».
Положительное заключение специалистов позволит включить
омскую систему электронных сделок в федеральную программу
«Электронная Россия».
Без бумажки мы букашки...
Работа над созданием системы электронных сделок (СЭС) ведется еще
с 1999 года — именно тогда был заключен договор о сотрудничестве по
созданию информационно-коммерческой среды между администрацией
Омской области и ОАО «Электросвязь Омской области». Реализацией
проекта занимается созданное распоряжением губернатора № 62-р от
15.02.2000 года ОАО «Система электронных сделок» (20% — ГУП
«Омское продовольствие», 80% — ЗАО «Центр технической поддержки»).
Первоначально планировалось создать электронную торговую систему
для работы на рынке зерна, однако со временем задача разработчиков
расширилась. Теперь в их планах ни много ни мало — создать
электронную модель товарного рынка России.
«Дело в том, что существующая нынче методика „бумажного“
оформления сделок весьма несовершенна, — говорит коммерческий
директор ОАО „Система электронных сделок“ Эдуард ФОМИН. —
Алгоритм оформления законодательно нигде не закреплен, и в случае
чего очень сложно отстоять свои права. Отсюда отсутствие
доверия друг к другу у участников сделки и, соответственно, низкая
экономическая эффективность».
В электронной системе всего этого можно избежать. Благодаря четкому
классификатору товаров, экономических процедур и участников, а также
жесткому регламентированию прав и обязанностей всех, кто работает на
рынке, любая неоднозначность толкования просто исключена. Все
предельно просто и ясно.
Добро пожаловать в СЭС
Для того чтобы стать участником электронного рынка, необходимо будет
зарегистрироваться на сайте СЭС. Затем получить в удостоверяющем
центре сертификат электронной цифровой подписи, который, с одной
стороны, является своеобразным ключом к счетам участника, с другой —
позволяет различным контролирующим органам идентифицировать его
владельца и отслеживать законность совершаемых сделок.
Затем СЭС предоставляет участнику индивидуальную подсистему —
автоматизированное рабочее место, позволяющее работать с
коммерческой информацией и управлять своими счетами. Требования к
рабочему месту минимальны — компьютер с выходом в Интернет и
специалист, обученный работе с системой. Дальше работа строится как
на привычном «живом» рынке — размещение информации о
предоставляемых услугах и реализуемых товарах, установление
экономических связей, маркетинг, изучение встречных и
конкурентных предложений и заключение сделок. Новизна СЭС в том,
что после того, как договор заключен, в банках и на складах
средства участников, необходимые для выполнения условий сделки,
блокируются. Продавец в электронном виде сам проводит
логистику сделки: выбирает экспедитора, перевозчика, страховую
компанию, оплачивает их услуги и передает товар перевозчику. Это
позволяет в электронном виде удаленно оформить
все необходимые документы. После того как производится
отгрузка товара, при подтверждении экспедитором, продавцом и страховой компанией факта отгрузки со склада происходит
перераспределение средств между всеми участниками сделки.
Мошенничество при такой форме ведения бизнеса практически
исключено, так как независимая система расчетно-
процессинговых центров СЭС, которая дает команды банкам на
распоряжение средствами, сравнивает информацию, полученную от
всех участников сделки, и в случае нестыковок приостанавливает ход
сделки.
Исключен будет и несанкционированный доступ к информации. По
словам Эдуарда ФОМИНА, взломать всю систему будет невозможно. А
при возникновении проблем на отдельных участках СЭС при помощи
все того же сравнения данных из разных источников распознает
проблемную зону и заблокирует все операции на участке. Более того,
даже если незадачливый бизнесмен потеряет свою электронно-
цифровую подпись, можно будет «отмотать» все операции с его счетом
на несколько дней назад и восстановить таким образом справедливость.
Мы пойдем другим путем
Отличие СЭС от уже существующих электронных торговых площадок и
различных операционных систем прежде всего в том, что все они
охватывают лишь какие-то незначительные сегменты рынка и при этом
совершенно не стыкуются друг с другом. И фирме, активно
совмещающей разные виды деятельности, порой приходится
приобретать целый букет таких программ. Попытки создать электронную
торговую систему на федеральном уровне ни к чему хорошему не
привели. «Федеральная программа требует реструктуризации, —
считает Эдуард ФОМИН. — Направления программы,
имеющие межведомственный уровень (в том числе и
электронная торговля), были раздроблены на множество
мероприятий, которые по соответствующему конкурсу были отданы
на разработку различным компаниям. И теперь собрать их воедино и
практически использовать не представляется возможным».
Омские разработчики пошли другим путем. Они комплексно ведут работу
по созданию единой электронной модели
товарного рынка, которая не имеет аналогов в России.
Омичи аккумулируют знания и
практический опыт многих компаний, институтов и
организаций в области экономики и торговли,
управления, права, информационных и
коммуникативных технологий. Однако пока вся эта благодать
существует только в рабочих версиях электронной торговой системы, на
бумаге и в головах ученых-разработчиков. Проект находится на стадии
научно-исследовательских работ, и будущее его во многом зависит от
того, что скажут по этому поводу экспертные группы.
Если же все пойдет благополучно, уже к 2006-2007 году СЭС поступит в
коммерческую эксплуатацию, а к 2010-му планируется начать ее
повсеместное внедрение. Всего создание национальной СЭС
предполагает несколько этапов. На первом, подготовительном, который
начнется сразу, как только появится положительное заключение
экспертов, планируется создать Управляющую компанию-разработчика,
в которую войдут все заинтересованные организации. На их членские
взносы и целевые инвестиции на втором этапе будет организовано
производство СЭС. Затем начнется внедрение системы на опытной
территории. Для этого будут созданы центр сбыта и центр обучения, где
будет проводиться подготовка специалистов по работе в СЭС.
На следующем этапе будут созданы центр сертификации и структура
сопровождения СЭС: удостоверяющий центр, расчетно-процессинговый
центр, который будет выполнять расчетно-контрольные функции, и центр
сопровождения участников (ЦСУ). ЦСУ будет обеспечивать правовую
поддержку участников, выполнять их подключение к СЭС, вести
делопроизводство и документооборот. И на завершающем этапе будут
созданы по сетевому принципу дочерние компании в других
регионах, которые будут уже самостоятельно сертифицировать и
обслуживать участников и при этом конкурировать между собой.
Конкуренция, по мнению разработчиков, должна «минимизировать
стоимость производства и сопровождения услуги, привлечь
дополнительные инвестиции в создание и развитие СЭС, охватить
многие сегменты рынка и обеспечить больший объем продаж услуги».
Прямые инвестиции в разработку системы, по утверждению Эдуарда
ФОМИНА, необходимы будут только на первом этапе, причем окупятся
они не более чем за пять лет. Зато прибыль и экономический
эффект для каждого экономического агента и
национального рынка в целом в случае, если СЭС будет
признана на федеральном уровне, однозначно будет немаленькой. Ведь
рынок наверняка переместится в электронное пространство и тогда...
Билл ГЕЙТС с его Windows просто отдыхает.
Дмитрий СВЕТЛОВСКИЙ