Все рубрики
В Омске воскресенье, 15 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,4305    € 109,0126

Налоговые новшества 2003 года

12 января 2004 14:15
0
1870

Лидер — налог с продаж

Мнения экспертов по поводу того, какие изменения в налоговом законодательстве самые важные, несколько разошлись. Кроме того, есть точка зрения, что в 2003 году в налоговой реформе вообще не было никаких эпохальных изменений. «Мне кажется, что 2003 год был годом притирки существующих законов, годом устранения несоответствий в законодательстве. Впрочем в ушедшем году, на мой взгляд, было одно очень важное новшество. Это обновление федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления, согласно которому четко разграничены права и обязанности органов местного самоуправления», — сказал первый заместитель директора ЗАО «АудитИнформОмск» Денис ВЛАСОВ.

В то же время многие специалисты указали на одни и те же новшества. Можно сказать, что лидером среди налоговых изменений был назван налог с продаж. А точнее, его отмена с 2004 года. «Отмена налога с продаж, естественно, улучшает положение продавцов. Вполне возможно, что товары немного подешевеют», — считает бухгалтер ООО «Красн-ком-инвест» Ольга КАЗНАЧЕЕВА. По мнению же заместителя директора департамента налогов и права компании ФБК Юрия ВОРОБЬЕВА, «отмена этого налога не имеет такого уж принципиального значения, ведь большинство фирм не торгует в розницу».

У финансистов, конечно же, свой взгляд на отмену налога с продаж. «Это повлечет за собой сокращение общей суммы налоговых доходов местного бюджета-2004 на 6,5 % от ожидаемых поступлений в 2003 году. Кроме того, ФЗ № 117, отменяющий налог с продаж, отменяет целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции и нужды образования, а также ряд других местных налогов и сборов, что приведет к снижению объема налоговых доходов на 0,2 % от уровня текущего года», — подчеркнул директор департамента финансов и экономики администарции города Омска Сергей ТОЛКАЧЕВ.

Доходы от налога с продаж
В бюджете Омска

20012002 2003
183,4 млн руб.186,7 млн рубоколо 187,4 млн руб

В областном бюджете

20012002 2003
190 млн руб.167,7 млн руб.около 170 млн руб.
Вместе с тем, по словам Дениса ВЛАСОВА, отмена налога с продаж имеет некоторые юридические нюансы. «В федеральном законодательстве прописано, что с введением налога с продаж отменяется ряд местных налогов. Теперь налог с продаж отменили, значит, формально получается, что местные налоги можно снова ввести. Ведь положения ФЗ № 2118-1 „Об основах налоговой системы в РФ“, касающиеся местных налогов никто не отменял. Хотя, с другой стороны, поскольку статьи о местных налогах не прописаны в Налоговом кодексе, то и взимать эти налоги нельзя, так как НК выше любого закона о налогах. В общем, скорее всего это недочет со стороны законодателей», — сказал он.

Снижение ставки НДС с 20 до 18%

Большим событием 2003 года, последствия которого можно будет наблюдать лишь с 2004-го, эксперты назвали снижение ставки НДС с 20 до 18 %. «Очевидно, что в результате данного изменения снизится налоговое бремя фирм. Но у работников бухгалтерии в связи с нововведениями прибавится работы при смене налоговых периодов. Основными проблемами, которые возникнут у плательщиков НДС, будут следующие. Во-первых, по какой ставке начислять налог в бюджет в зависимости от выбранной учетной политики для целей НЛС (при условии, что моменты отгрузки и оплаты происходят в налоговые периоды, в которых ставки налога различны). Во-вторых, в каком размере фирма-покупатель может применить налоговый вычет по НДС», — отметила заместитель руководителя отдела общего аудита ООО «РАЙТОН АУДИТ» Виктория КЕЙША.

НДС-счета

Как считают специалисты, снижение ставки НДС омрачено двумя другими событиями: повышение ставок акцизов и возможное введение НДС-счетов (пока этот вопрос еще обсуждается. Тем не менее ввести НДС-счета планируется с июля 2004 года). Система НДС-счетов предполагает, что каждая организация будет иметь специальный счет. При приобретении товаров (работ, услуг) налогоплательщик должен будет отправлять денежные средства продавцу с двух счетов: за товар — с расчетного, а НДС — со специального. Соответственно, деньги будут поступать также на два счета продавца. «Денежные средства, попавшие на спецсчет, налогоплательщик сможет использовать лишь для уплаты НДС — в бюджет или контрагенту. Несмотря на снижение ставки НДС, достаточно большой объем оборотных средств у предприятий будет отвлечен», — подчеркнул ведущий специалист юридического департамента «Объединенные консультанты „ФДП“ Вадим ЗАРИПОВ. По мнению директора аудиторской фирмы „Финанс-аудит“ Николая ШТУРЛАКА, введение НДС-счетов станет угрозой, в первую очередь, для малого бизнеса.

Акцизы

Что касается акцизов, то с первого января 2004 года природный газ уже не будет являться подакцизным товаром. Список же других подакцизных товаров не изменен. Однако с 2004 года ставки налога для плательщиков акцизов существенно увеличены — в среднем с 7 до 17 %. (Подробности в „КВ“ № 48 от 3 декабря 2003 года.) Помимо этих изменений расширен список документов, которыми при экспорте подтверждается вывоз подакцизных товаров. Теперь подтверждением кроме транспортных и товаросопроводительных документов могут являться „иные документы с отметками пограничных таможенных органов“.

Безусловно, повышение ставок на подакцизные товары может привести к повышению цен на эти товары. Для бюджета же такое изменение законодательства только на пользу. „Повышение ставок на подакцизные товары приведет к увеличению налоговых поступлений в городской бюджет на 0,2 %“, — сказал Сергей ТОЛКАЧЕВ.

Для Омской области очень существенным может стать изменение схемы уплаты акцизов на нефтепродукты. Если начнет действовать новая схема — 10 % поступлений будет зачисляться в бюджет субъекта Федерации, 40% — в федеральный бюджет, а 50 % — в специальный фонд, то в 2004 году область потеряет около 2 млрд рублей (подробности в „КВ“ № 48 от 3 декабря 2003 года).

Закон о ККТ и земельное законодательство

Очень важным событием 2003 года эксперты считают принятие нового ФЗ № 54 „О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“. Согласно этому закону, вступившему в силу 28 июня, ККТ должна применяться при расчетах с участием не только физических, но и юридических лиц (подробности в „КВ“ № 28 от 16 июля 2003 года). „Принятие закона произвело большой резонанс среди организаций. Первые месяцы была полная неразбериха. Сейчас стало спокойнее“, — подчеркнул юрист ОДО ЮК „Советник“ Константин КУДРЯШОВ. По мнению Юрия ВОРОБЬЕВА, у этого закона есть и плюсы, и минусы. „С одной стороны, он упорядочил вопросы применения ККТ. Очевидным плюсом для государства стало и введение более жесткого контроля за оборотом наличности. Однако это же стало и огромным минусом для российских организаций, поскольку усложнило процедуру наличных расчетов между ними“, — отметил он.

Не менее важным событием 2003 года, как считает Константин КУДРЯШОВ, стало внесение изменений в федеральный закон о введении в действие Земельного кодекса РФ, в соответствии с которыми сроки обязательного переоформления права пользования земельными участками продлили на два года. Если ранее выкуп или аренду земли предприятиям надо было оформить до 2004 года, то теперь — к началу 2006-го.

Кроме того, весьма существенны изменения и в местных нормативных актах, касающихся земли. Как сказал ТОЛКАЧЕВ, решением Омского городского Совета от 27.11.03 установлены новые дифференцированные повышенные ставки земельного налога (подробности в „КВ“ № 48 от 3 декабря 2003 года). Это приведет к увеличению налоговых поступлений в бюджет на 5 % по сравнению с 2003 годом.

Обновленный Уголовный кодекс РФ

По мнению г-на ШТУРЛАКА, в 2003 году самым ярким событием в проведении налоговой реформы стало внесение изменений в Уголовный кодекс РФ. Сделано это было почти под самый Новый год. Как он пояснил, согласно изменениям, теперь все штрафы исчисляются не в МРОТах, а в тысячах рублей. Причем для каждого нарушения законодательства предусмотрена конкретная сумма. Более того, штрафы стали выше, чем раньше. В среднем их сумма исчисляется от 100 до 500 тысяч рублей.

Николай ШТУРЛАК отметил еще одну существенную норму законодательства. Это требование Минфина о том, чтобы в штате аудиторских организаций было не менее пяти аттестованных аудиторов (подробности в „КВ“ № 32 от 13 августа 2003 года). В противном случае Минфин грозил приостановить действие лицензий. Кстати, недавно министерство распространило информацию о том, что почти половина российских аудиторских фирм до сих пор не выполнила требование завести в штате не менее пяти аттестованных аудиторов. При этом пригрозило нарушителям отзывом лицензий и публичным порицанием — опубликовать список в СМИ. Правда, сначала Минфин даст попавшим в черный список шанс исправиться. Каждый нарушитель получит предписание устранить нарушение в 15-дневный срок.

Не менее важно, по мнению ШТУРЛАКА, то, что теперь разработана единая для всех аудиторских организаций методика проверки предприятий. „Раньше кто как хотел, так и проверял“, — подчеркнул он. Кроме того, аудиторы должны каждый год проходить повышение классификации — прослушать специальные курсы (не менее 40 часов). И еще. По словам директора АФ „Финанс-аудит“, с 2004 года руководители предприятий, подлежащих обязательному аудиту, за предоставление налоговой декларации без аудиторского заключения будут нести ответственность в виде штрафа в размере 100 тысяч рублей.

Налоги на прибыль и на имущество

Не остались без внимания специалистов изменения, касающиеся налогов на прибыль и на имущество. Как ими было отмечено, по налогу на прибыль вопрос о порядке начисления амортизации по объектам недвижимости, введенным в эксплуатацию до 31 января 1998 года, решен в пользу налогоплательщиков. Раньше амортизацию по таким объектам в целях налогообложения можно было признать только в том случае, если документы на эту недвижимость были поданы на регистрацию. С первого января 2004 года это условие не обязательно. Кроме того, теперь все фирмы, которые пользовались инвестиционными льготами по налогу на прибыль, предоставленными им до первого июля 2001 года, потеряли это право. Льготы для таких фирм отменены с первого января 2004 года (подробности в „КВ“ № 49 от 10 декабря 2003 года).

Что касается налога на имущество, то с 2004 года ставка этого налога увеличилась с 2 до 2,2 %. Существенно сокращен перечень льгот по налогу. Зато теперь налогом облагаются только основные средства предприятий (подробности в „КВ“ № 48 от 3 декабря 2003 года). Как отметил г-н ТОЛКАЧЕВ, в связи с этими изменениями поступления доходов по данному налогу в бюджеты останутся по прогнозам Минэкономразвития РФ на уровне 2003 года. В то же время, повышение ставок налога на имущество физических лиц (решение горсовета от 20.05.03) приведет к увеличению доходов бюджета почти в два раза.

Вот, пожалуй, основные события, которые выделили эксперты. Хотя, конечно же, ими были отмечены и другие изменения в налоговом законодательстве: это новый Таможенный кодекс РФ (подробности в „КВ“ № 50 от 17 декабря 2003 года), обновленные „упрощенка“ и „вмененка“ (»КВ" № 4 от 29 января 2003 года), упразднение налоговой полиции (подробности в «КВ» № 27 от 9 июля 2003 года), изменения в налог на игорный бизнес («КВ» № 29 от 23 июля 2003 года) и многое другое. Но в одном номере газеты обо всех изменения в законодательстве, произошедших за целый год, естественно, не расскажешь.

P.S. При подготовке статьи использованы материалы журнала «Московский бухгалтер» № 12.



С первого января 2004 года:

1. Плательщики единого налога на вмененный доход получили право применять по не подпавшим под этот режим видам деятельности упрощенную систему налогообложения.
2. Вступили в силу изменения в гл. 26.3 НК РФ о едином налоге на вмененный доход, касающиеся понятия «розничная торговля». Теперь «розничная торговля» определена как торговля товарами и оказание услуг покупателям не только за наличный расчет, как раньше, но и за расчет с использованием платежных карт.
3. МНС начинает кампанию по регистрации и перерегистрации индивидуальных предпринимателей. Срок перерегистрации — до первого января 2005 года.
4. Сняты ограничения на работу международных страховщиков на российском рынке.
5. Начало действовать Постановление Правительства №225 о новой форме трудовой книжки. Заводить трудовые могут только организации. Предпринимателям такое право не дано. Менять старые книжки на новые не нужно.
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.