Принятое к рассмотрению Положение «О порядке и условиях отчуждения муниципальной собственности» разработано в соответствии с действующим законодательством. Как сказано в проекте документа, муниципальная собственность может отчуждаться только на возмездной основе. Исключение составляют только те объекты, которые должны, согласно Закону «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», быть переданы в федеральную собственность и собственность Омской области (подробности в этом же номере «КВ»). Данное положение не распространяется на случаи отчуждения земли, за исключением случаев продажи земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы.
В проекте документа прописан порядок отчуждения муниципальных унитарных предприятий (МУП), порядок продажи муниципального недвижимости и движимого имущества, а также акций акционерных обществ, находящихся в собственности муниципалитета.
В частности, документ предлагает два способа продажи МУПов: либо путем преобразования в ОАО, либо путем договора купли-продажи. И в том, и в другом случае перечень отчуждаемых объектов должен утверждаться горсоветом.
Под отчуждением МУПа понимается отчуждение предприятия как имущественного комплекса (включается имущество, находящееся на балансе на начало квартала, в котором принято решение об отчуждении). В состав имущественного комплекса входят: здания, строения, сырье, продукция, права требования, долги, а также права на фирменные знаки, товарные знаки, знаки обслуживания и другие исключительные права. Кроме того, в состав имущественных комплексов предлагается включать муниципальное имущество, находящееся в пользовании предприятия на основании договоров аренды, пользования и иных законных основаниях. Это, по словам депутата Николая КОСТЯКОВА, позволит, во-первых, увеличить поступления в бюджет от одной сделки, во-вторых, сократит количество реализуемых объектов недвижимости.
Если стоимость имущественного комплекса превышает минимальный размер оплаты труда в тысячу раз и более, то отчуждение производится путем преобразования в ОАО. Если продаже будут подлежать акции преобразованных предприятий, имеющих определяющее значение для муниципалитета, то контрольный пакет акций — 51% — будет оставаться в собственности города.
Если стоимость имущественного комплекса превышает минимальный размер оплаты труда менее, чем в тысячу раз, то его продажа должна будет осуществляться на конкурсе. Права на фирменное наименование, товарные знаки и другие средства индивидуализации после продажи переходят покупателю.
Что касается продажи движимого имущества, то оно, как следует из проекта положения, должно будет отчуждаться исключительно в составе имущественных комплексов МУПов.
В перечень муниципального имущества, подлежащего продаже, согласно проекту документа должны включаться: недвижимое имущество, которое находится в неудовлетворительном техническом состоянии, не занятое и не используемое по этой причине в течение 6 месяцев. Также в данный перечень будет включаться имущество, которое не используется на протяжении не менее 6 месяцев при условии, что его невозможно сдать в аренду по ставкам арендной платы, рассчитанным по методике, утвержденной горсоветом. Кроме того, продаже подлежит имущество, не обремененное правами третьих лиц, и имущество, срок договоров на которое истекает в текущем финансовом году.
Имущество, которое находится в аренде, срок которой не оканчивается в текущем финансовом году, может быть включено в перечень отчуждаемых на основании предварительного решения комиссии, образуемой мэром.
Средства, полученные от продажи муниципальной собственности, в полном объеме будут зачисляться в городскую казну.