Своя рубашка ближе к телу
Несмотря на то, что первым в повестке заседания значился вопрос о рассмотрении городского бюджета-2004 во втором чтении, депутаты решили сначала обсудить два дополнительных вопроса. Они касались увеличения представительских расходов и денежного вознаграждения народных избранников.
В итоге представительские расходы депутатов увеличены в целом с 776 тысяч рублей до 1,9 млн рублей (почти в два с половиной раза), денежное вознаграждение — на 2, 96 млн рублей. Кроме того, депутаты увеличили сумму ассигнований по разделу «Омский городской Совет» почти на 6 млн рублей. В том числе на расходные материалы и предметы снабжения с 700 тысяч рублей до 1,3 млн рублей, на приобретение и модернизацию непроизводственного оборудования и предметы длительного пользования с 200 тысяч рублей до 1,6 млн рублей. А также на оплату услуг связи с 230 тысяч рублей до 300 тысяч рублей.
Что касается услуг связи, то еще в конце декабря 2003 года при рассмотрении городского бюджета-2004 председатель постоянной финансово-экономической комиссии Совета Александр МЯСНИКОВ предлагал депутатам сократить расходы на оплату услуг сотовой связи депутатов на 128,3 тысячи рублей. Но тогда коллеги его не поддержали. А теперь решили увеличить эти расходы.
Прокуратура готова дойти до суда
Увеличив расходы на горсовет и на зарплату при рассмотрении бюджета во втором чтении, народные избранники между тем отклонили некоторые поправки, касающиеся повышения расходов на социальные статьи. Например, они решили не увеличивать ассигнования (за счет сокращения средств того же резервного фонда) на 1,5 млн рублей на ремонт театра драмы и комедии «Галерка», Лицейского театра, драмтеатра «Студия» Любови ЕРМОЛАЕВОЙ. А также не выделять 7 млн рублей на проектно-изыскательские работы по поликлинике на левом берегу Иртыша, расположенной на пересечении улиц Дмитриева и 70 лет Октября.
Зато после бурных дебатов была принята поправка о создании специального депутатского резервного фонда в размере 17 млн рублей (по одному миллиону на каждого депутата) в составе резервного фонда администрации города Омска. Причем несмотря на возражения и мэра Омска Евгения БЕЛОВА, аргументировавшего свою позицию тем, что создание такого фонда противоречит бюджетному законодательству.
Комментируя журналистам ситуацию по поводу формирования специального депутатского фонда, старший помощник прокурора города Омска Наталья ПОПОВА заявила, что прокуратура направит в горсовет представление о соответствующем нарушении федерального законодательства. Если депутаты не устранят нарушение, то прокуратура может передать дело в суд. Александр МЯСНИКОВ же пояснил позицию депутатов следующим образом:
— Суть вопроса в том, что депутатам надо работать на своих избирательных округах, ведь многие люди нуждаются в помощи со стороны депутатов. Я хотел бы подчеркнуть, что средства специального фонда — это средства резервного фонда администрации города Омска. Мэр через депутата может тратить деньги на конкретные мероприятия на округах. Процедура четкая. Депутат пишет заявление мэру с просьбой выделить ту или иную сумму на нужды округа. Если мэр подписывает, то деньги будут перечислены.
На ошибках... не учатся
Формирование специального депутатского фонда не новшество. При принятии бюджета города-2003 депутаты тоже настояли на создании такого фонда и утвердили его расходы в размере 8,5 млн рублей. Это было ценой принятия бюджета Омска на 2003 годы. Тогда об этом прямо заявил г-н ТОЛКАЧЕВ: «При утверждении бюджета-2003 именно депутаты- коммунисты протащили через бюджет свой специальный резервный фонд. Если бы мы заострили на этом внимание, то принятие бюджета еще больше затянулось бы. Мы просто побоялись за бюджет, поэтому пошли на компромисс».
Так вот, в марте 2003 года городская прокуратура направляла в горсовет представление об устранении нарушений федерального бюджетного законодательства, ссылаясь на то, что «создание в расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ резервных фондов представительных органов власти и депутатов представительных органов власти запрещено в соответствии с п.2 ст.81 и п. 2 ст. 153 Бюджетного кодекса РФ. Представительные органы местного самоуправления не имеют также права выполнять отдельные функции по исполнению бюджетов». Тогда нарушения устранены не были. Поэтому вполне возможно, что в этот раз прокуратура, если депутаты не приведут бюджет-2004 в соответствие с федеральным законодательством, доведут дело до суда.