Теория постоянности
«КВ» уже писали (см. № 39 за 01.10.03) о том, что омское антимонопольное управление направило в горсовет предписание, в котором потребовало внести изменения в Положение о предоставлении в пользование муниципального нежилого фонда. Данный документ позволял департаменту недвижимости произвольно применять по своему усмотрению расчетную либо договорную ставку арендной платы по договору аренды. Чтобы данное положение не противоречило Закону РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», антимонопольщики требовали: во-первых, исключить из приложения к положению пункт, касающийся договорной арендной платы. Во-вторых, при необходимости включить непосредственно в текст положения норму, предусматривающую применение арендной ставки по договоренности. При этом прописать порядок и условия ее взимания и порядок и условия взимания расчетной арендной платы.
21 января депутаты горсовета проголосовали за исключение из приложения к положению пункта, который позволял устанавливать договорную арендную плату. Отныне применять ее нельзя. И хотя представители антимонопольного ведомства не настаивали на том, чтобы этот вид платы исчез совсем, как сказал заместитель руководителя омского антимонопольного управления Лев ЗЕЛЕНСКИЙ, данное решение их вполне устраивает. Однако он не исключает, что уже совсем скоро им вновь придется доказывать в горсовете свою позицию по вопросу применения договорной арендной платы, поскольку разработан новый порядок предоставления муниципального имущества в аренду, куда также может войти пункт, позволяющий устанавливать ставку по договоренности. Забегая вперед, скажем, что новый порядок действительно предусматривает договорную ставку арендной платы. Более того, в проекте документа так и остались непрописанными условия ее взимания.
Данный документ был принят к рассмотрению именно 21 января. Таким образом, депутаты умудрились на одном заседании отменить договорную плату и тут же принять ее к рассмотрению.
Аренда по новым правилам
Проект принятого к рассмотрению порядка существенно отличается от ныне действующего. В нем прописаны способы передачи муниципального имущества — на конкурсной основе, на аукционе и адресно (вне конкурса и вне аукциона). Последний способ передачи муниципального имущества может применяться, согласно проекту, в нескольких случаях. В частности, если в течение десяти дней после публичного оповещения о сдаче объекта в аренду подана всего одна заявка, если муниципальное имущество передается в аренду федеральным и областным органам власти, если объект сдается в аренду предприятию, которое является победителем городского конкурса на лучшее малое предприятие.
В проекте документа также прописаны условия предоставления объектов в аренду на срок более одного года: арендатор должен осуществлять ремонт или реконструкцию объекта за свой счет, производить вложения в общегородские социальные или другие программы, утвержденные горсоветом, вкладывать средства в развитие городской инфраструктуры и иные вложения в развитие города. Кроме того, в проекте порядка прописаны условия предоставления объектов на сроки от 5 лет и выше. К примеру, чтобы получить объект в аренду от десяти до сорока лет, арендатор должен осуществить инвестиционные вложения на сумму не менее трех годовых сумм арендной платы, рассчитанной в соответствии с утвержденным порядком, или же произвести ремонт объекта на эту же сумму.
Согласно проекту документа, определение уровня арендной платы осуществляется в соответствии с порядком, утверждаемым мэром. Если же объект передается в аренду по итогам конкурса или аукциона, то размер арендной платы устанавливается по итогам торгов. Принятый на рассмотрение порядок предусматривает применение арендной платы, рассчитанной на основании определения стоимости аренды независимыми оценщиками. Ее размер не должен быть ниже расчетной.
Кроме того, проект позволяет снижать уровень арендной платы в том случае, если предлагаемый в аренду объект (через СМИ) в течение длительного времени (более 30 дней) никем не востребован. Арендная плата может быть снижена арендодателем на 30%. Для этого принимается отдельное распоряжение мэра. Снижение осуществляется постепенно (каждый раз на 10%). Также проект документа определяет круг юридических и физических лиц, кому по решению горсовета могут предоставляться льготы по арендной плате. В частности, для ГУПов, МУПов размер платы может быть снижен на 30%, для объектов торговли, имеющих статус социального рынка, — на 25%, для предприятий, реализующих медпрепараты и очки по бесплатным и льготным рецептам, — на 20%, для субъектов среднего и малого бизнеса — победителей городских конкурсов — на 20%.
Всего проект порядка состоит из 14 пунктов. Кроме тех, которые были названы, в проекте документа прописаны порядок заключения договоров аренды, порядок передачи объектов в субаренду (в частности, при сдаче муниципального имущества в субаренду, арендная плата по договору аренды с арендатором увеличивается в два раза) и еще ряд других.