Виновных наказать
Обратиться в горсовет областная администрация решила в связи с тем, что к ней поступило обращение УМНС РФ по Омской области, в котором управление выразило беспокойство по поводу невыполнения обязательств по уплате ЕСН учреждениями образования и здравоохранения Омска.
Как сказано в обращении губернатора, при формировании консолидированного бюджета Омской области на 2002-й и 2003 годы учреждениями здравоохранения и образования города Омска в полном объеме были предусмотрены средства на выплату зарплаты и ЕСН. «Однако департаментом финансов и экономики администрации города Омска финансирование на зарплату работникам образования и здравоохранения осуществлялось без ЕСН либо с этим налогом, но не в полном объеме. По отрасли „здравоохранение“ за 2002 год профинансировано расходов на оплату труда 783,5 млн рублей, а единого социального налога — 6,3 млн рублей, или 0,8%». В обращении губернатора действия департамента финансов и экономики (ДФиЭ) расценены как умышленное налоговое правонарушение, поскольку «ДФиЭ осознавал противоправный характер своих действий».
Далее в своем обращении губернатор предложил депутатам не только рассмотреть вопрос о погашении образовавшейся задолженности, но и направить соответствующие документы в прокуратуру, а также инициировать привлечение виновных должностных лиц к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
С обращением запоздали
Как сообщил депутатам директор ДФиЭ Сергей ТОЛКАЧЕВ, задолженность по уплате ЕСН действительно есть. В частности, за 1999-2000 годы она составляет 439 млн рублей, за 2003-й — 470 млн рублей. По его словам, причиной возникновения задолженности за 1999-2000 годыстало в основном то, что в те времена по всей стране были проблемы с уплатой налогов, в том числе бюджетными организациями. В связи с этим в октябре 2001 года даже вышло Постановление Правительства № 699 «О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на первое января 2001 года».
Согласно этому постановлению, бюджетным организациям было дано право реструктуризировать свои долги перед соцфондами, выплачивая задолженность неравными частями в течение 10 лет. Как сказал г-н ТОЛКАЧЕВ, омские бюджетные организации заключили с налоговыми органами договоры о реструктуризации своих долгов по ЕСН, составив соответствующие графики. В 2002 году городской бюджет выплачивал 1% от суммы задолженности учреждений образования и здравоохранения, в 2003-м — 2%, на 2004 год заложено 7%. Кстати, на заседании комиссии депутаты поинтересовались у ТОЛКАЧЕВА, почему долги по ЕСН выплачивает бюджет напрямую в налоговые органы, а не сами бюджетные организации. На что главный финансист Омска ответил: «Чтобы у этих организаций не было искушения потратить средства на какие-то другие расходы. То есть, чтобы не было нецелевых расходов».
Что касается долгов за 2002-2003 годы, то основной причиной их образования стало то, что городской бюджет был сформирован с учетом федеральных стандартов по оплате населением услуг предприятий ЖКХ — 90% от затрат на эти услуги. Реально же население платило 70%. В результате средств, естественно, не хватало. Деньги шли в первую очередь на зарплату бюджетникам и платежи Омскэнерго за тепло и электроэнергию. Как отметил главный финансист Омска, меры по погашению долгов за 2002-2003 годы департамент финансов и экономики принял еще до обращения в горсовет губернатора, поскольку сначала в мэрию обратилось УМНС РФ по Омской области, затем городская прокуратура. С представителями этих органов проводились совместные совещания, на которых и были одобрены меры по погашению долгов.
По словам г-на ТОЛКАЧЕВА долги по ЕСН за 2002 год в сумме 118,2 млн рублей погашены в конце декабря 2003 года. Долги за 2003 год в размере 470 млн рублей учтены в бюджете-2004. Кроме того, в 2004 году планируется выплатить 13 млн рублей в рамках реструктуризации задолженности за 1999-2000 год. Что касается текущих платежей по ЕСН, то они также учтены в городском бюджете-2004. Правда, с их выплатой могут возникнуть проблемы. Ведь бюджет-2004 сформирован исходя из того, что в первом квартале население будет платить за услуги предприятий ЖКХ 70% от экономически обоснованных затрат, а во втором, третьем и четвертом — 90%. Если в конце марта депутаты горсовета не увеличат тарифы для населения на услуги ЖКХ, то в бюджете будет нехватка средств.
Область поможет?
Выслушав г-на ТОЛКАЧЕВА, депутаты предложили ему, чтобы ДФиЭ составил график погашения долгов по ЕСН. На комиссии прозвучало и такое предложение: горсовету обратиться в Законодательное собрание с законодательной инициативой о том, чтобы областной бюджет взял на себя обязательства по погашению этих долгов, поскольку при формировании консолидированного бюджета Омской области на 2004 год для Омска, в отличие от других муниципальных образований, область установила норматив отчислений по подоходному налогу не 50% от суммы поступлений, а 40%. К слову, на своей пресс-конференции, состоявшейся 29 февраля, первый заместитель председателя правительства Омской области Виктор ШРЕЙДЕР, отвечая на вопросы журналистов по поводу уплаты долгов города по ЕСН областным бюджетом, сказал, что «долги Омска по ЕСН — это долги городского бюджета». Так что, видимо, стрясти деньги с области депутатам Совета вряд ли удастся.
В целом же на комиссии было решено обратиться к бюджетным организациям с запросом о том, чтобы они представили горсовету для ознакомления свои договоры о реструктуризации задолженности по ЕСН. А также дать губернатору письменный ответ, что меры по погашению долгов по единому социальному налогу приняты. Все предложения и решения, прозвучавшие на комиссии, должны быть рассмотрены на заседании горсовета.