Ковыктинское газоконденсатное месторождение
расположено в 450 километрах к северо-востоку от Иркутска.
Запасы природного газа оцениваются в объеме 1,9 трлн куб. м.
Лицензией на его разработку владеет ОАО «Компания „РУСИА Петролеум“, основными акционерами которой являются:
холдинговая компания „ТНК-BP“ — 62,42 %,
холдинговая компания „Интеррос“ — 25,82 %,
комитет по управлению государственным имуществом Иркутской области — 11,24 %.
Внутренний рынок стал приоритетом
В настоящее время Россия не ощущает дефицита газа только потому, что старые газодобывающие мощности, введенные в эксплуатацию еще в советские времена, до сих пор исправно снабжают потребителей „голубым топливом“. Но рост потребления газа продолжается — на 1,5 — 3,5% в год, а некогда богатые месторождения Западной Сибири уже вошли в стадию падающей добычи. С каждым годом газа там становится все меньше, в то время как его себестоимость растет. Угрожающий разрыв между потребностями экономики в природном газе и возможностями газодобывающей промышленности можно и нужно компенсировать путем ввода в эксплуатацию новых месторождений.
Суть проекта по освоению Ковыктинского месторождения, если выражаться несколько упрощенно, заключается в строительстве газопровода южнее озера Байкал в направлении Китая. Предполагается, что большая часть ковыктинского газа будет поставляться в Китай, а часть транзитом через Китай пойдет в Корею. Руководство ТНК-ВР предлагает Газпрому долю в акционерном капитале компании „РУСИА Петролеум“, если Газпром построит трубопровод.
По расчетам „РУСИА Петролеум“, проект по освоению Ковыктинского месторождения должен быть успешным. Прибыль ожидается даже в том случае, если китайские партнеры навяжут поставщикам менее выгодные ценовые условия. У специалистов Газпрома несколько отличная точка зрения. Они уверяют, что затраты на реализацию проекта по освоению месторождения могут быть значительно выше заявленных (6 млрд долларов на развитие добычи и 6 млрд долларов на строительство газопровода по территории России). В частности, в ТЭО не была учтена необходимость утилизации гелия, что, без сомнения, приведет к удорожанию проекта. Есть и еще одна проблема. В сегодняшнем варианте этот проект полностью выпадает из контекста энергетической стратегии России.
По мнению главы Газпрома, приоритетом для развития ресурсной базы Восточной Сибири должны стать вопросы обеспечения газом в первую очередь российских потребителей. А в ТЭО, разработанном ТНК-ВР, не учтены затраты на газификацию прилегающих к Ковыктинскому месторождению регионов. К тому же не рассматривается возможность развития газохимических производств на ресурсной базе месторождений Иркутской области. Нельзя не учитывать и высокую неопределенность в ценах на газ в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. В этой связи внутренний рынок, где параметры изменения цен на газ до 2020 года достаточно точно определены энергетической стратегией России, является даже более привлекательным.
Необходим единый технологический контур
Кроме экономических и технических решений развития газовых активов России есть еще такие аспекты, как экологический, социальный и геополитический. По мнению Газпрома, из Восточной Сибири газопровод лучше тянуть в морской порт Владивостока, а оттуда в сжиженном виде газ очень удобно продавать любым торговым партнерам в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Проект, который предлагает сегодня ТНК-ВР с прокладкой „трубы“ в Китай по континенту, создает, по мнению Газпрома, нежелательную зависимость от одного потребителя. Кроме того, прокладка трубопровода южнее озера Байкал экологически небезопасна и противоречит сразу двум федеральным законам. Куда более рациональным вариантом выглядит прокладка газовой магистрали от Приморья через Амурскую область к Чаяндинскому месторождению, расположенному на юге Якутии.
В таком случае все отрицательные стороны обсуждаемого ТЭО исчезают, вместо них возникают преимущества. С возникновением социальной и энергетической инфраструктуры вдоль Байкало-Амурской магистрали укрепятся российские приграничные территории. В то же время газом с Ковыктинского месторождения будут обеспечены платежеспособные потребители Восточной Сибири и юга Западной Сибири.
По мнению главы Газпрома, решение о последовательности осуществления проектов в области добычи природного газа в Восточной Сибири, схеме транспортировки и выборе основных рынков сбыта должно приниматься комплексно, с учетом всей имеющейся в регионе ресурсной базы. Да и об участии Газпрома в ковыктинском проекте, по мнению Алексея МИЛЛЕРА, говорить пока рано.
— В связи с многочисленными нарушениями лицензионного соглашения на разработку Ковыктинского месторождения Газпром сможет рассматривать возможности участия в проекте только после того как „РУСИА Петролеум“ урегулирует все спорные вопросы с МПР России, — пояснил глава Газпрома и предложил в дальнейшем продолжить конструктивный диалог о перспективах освоения Ковыктинского месторождения.
Надо полагать, Виктор ВЕКСЕЛЬБЕРГ все же остался удовлетворен результатами встречи, поскольку через пресс-службу ТНК-ВР выразил уверенность, что совместными усилиями компании смогут реализовать этот проект. Это означает, что руководители крупнейших газовых компаний, судя по всему, осознают, что дисбаланс между интересами разных игроков газового рынка может разрушить отрасль в целом, поэтому пойдут, скорее всего, на разумные уступки. Судя по всему, появилось и понимание жизненной необходимости единого технологического контура для всей газовой отрасли. Будем надеяться, что газовики сообща смогут преодолеть все трудности, нависшие над отраслью.