Последний раз серьезная реконструкция омского железнодорожного вокзала проводилась в 50-е годы прошлого столетия. Тогда здание было расширено за счет пристройки к нему двух «крыльев». С тех пор никаким существенным переменам здание не подвергалось. Все эти годы в нем соседствовали пассажиры, следующие поездами дальнего следования. и пассажиры пригородных поездов, что технологически недопустимо. Эти пассажиропотоки должны быть разделены.
В середине 80-х годов заговорили о том, что Омску необходимо новое здание пригородного вокзала. Специалистами института «Омскжелдорпроект» был подготовлен проект пригородного павильона, но дальше этого дело с места не пошло, причиной стало отсутствие финансирования. Вопрос о строительстве вновь поднимался в 2000 году. Но только в прошлом году между ОАО «Российские железные дороги» в лице начальника ЗСЖД Александра ЦЕЛЬКО и губернатором области Леонидом ПОЛЕЖАЕВЫМ была достигнута договоренность о строительстве в Омске нового здания пригородного вокзала и реконструкции главного здания вокзала. Согласно договоренности, финансироваться работы по строительству и реконструкции должны их двух источников: 50% дает область, 50% — «Российские железные дороги».
Специалистами «Омскжелдорпроекта» было выполнено несколько вариантов проекта строительства. В результате был выбран самый экономичный и с точки зрения производственных затрат, и с точки зрения самого строительства. Главный инженер проекта, одобренного как областными чиновниками, так и РЖД, Юрий ОБГОЛЬЦ. Как он сказал, все проектные работы были выполнены омскими специалистами. Единственное, что сделали архитекторы из института «Сибжелдорпроект», разработали внешний облик здания. Хотя на комиссиях рассматривался и омский вариант, и новосибирский.
Общая площадь нового вокзала составит 2150 квадратных метров. Его особенность в том, что на втором этаже будет выход в крытый надземный пешеходный переход длиной около 150 метров, который будет иметь выходы на железнодорожные пути и одновременно соединит здание вокзала с поселком Привокзальным. То есть им смогут воспользоваться не только пассажиры, но и жители поселка. Старый виадук, который сейчас соединяет привокзальную площадь и поселок, будет демонтирован. Изначально планировалось, что вокзал и поселок соединит подземный тоннель, но, как заметил Юрий ОБГОЛЬЦ, этот проект достаточно дорогой, поэтому не был одобрен. Решение о строительстве надземного перехода позволит сэкономить порядка 40 млн рублей. Генеральным подрядчиком всех строительных работ выступит ОАО «РЖД».
Согласно договоренности новое здание переход должны быть построены до конца 2004 года. После чего начнется реконструкция главного здания омского вокзала. Стоимость работ оценена в 130 млн рублей. Существенных внешних изменений в облике вокзала не произойдет: никаких пристроек и прочего в проекте нет. Все основные работы запланированы внутри. Как заметил Юрий ОБГОЛЬЦ, главная цель реконструкции — сделать так, чтобы здание было функционально разделено. Билетные кассы, сервисный центр будут находиться в одной стороне, а залы ожидания, пункты питания — в другой. Если с чем и можно сравнить реконструкцию омского вокзала, как заметил Юрий ОБГОЛЬЦ, так это с реконструкцией Университета путей сообщения: здание как было, так и осталось, но при этом изменения в нем произошли достаточно сильные.
Татьяна ВЛАДИМИРОВА