Все рубрики
В Омске пятница, 17 Мая
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 90,9239    € 98,8978

Боинг или Ту-214

5 апреля 2004 10:51
0
1704

Утром — деньги, а самолеты — потом

В прошлом году Омскавиа заключила контракт с казанским ПО им. Горбунова на покупку четырех самолетов Ту-214. Чтобы посодействовать омской авиакомпании, в Казань приезжал сам губернатор Леонид ПОЛЕЖАЕВ. Однако, по словам генерального директора Омскавиа Евгения РОМАНЮКА, эта сделка под большим вопросом, потому что,согласно проведенным экономическим расчетам, Ту-214 не окупят вложеные в них деньги за период их эксплуатации.


Казанское ПО им. Горбунова предлагает свои Ту-214 по 30,5 млн долларов за лайнер. Причем самих самолетов пока нет и в помине, нужно заплатить часть денег, а потом дожидаться, пока их соберут. У Омскавиа, впрочем, денег на покупку новых самолетов тоже нет, поэтому придется брать кредит. По предварительным оценкам, вместе с процентами по кредиту стоимость одного Ту-214 может вылиться в 50 млн долларов.

Банки в кредитах Омскавиа не отказывают. Но, по расчетам, к примеру, Альфа-банка, чтобы вложенные деньги окупились при эксплуатации одного Ту-214, его стоимость не должна превышать 17,5 млн долларов. Если казанские самолетостроители согласятся на такую цену, тогда сделке быть, а если нет — идти на заведомые убытки Омскавиа не собирается.

За последние два года ПО им. Горбунова продало пять Ту-214 авиакомпаниям «Россия» и «Дальавиа», но, как уверен Евгений РОМАНЮК, отнюдь не по 30,5 млн долларов. Конечно, поддержать российский авиапром — святое дело, но не себе же в убыток. И вообще при кажущемся разнообразии отечественного авиапарка (на разных заводах делают Ил-96, Як-42, Ту-204, -214) на самом деле количество реально выпускаемых российских гражданских самолетов не превышает 20-25 штук в год.

В то же время американская корпорация Boeing ежегодно выпускает по 280-290 самолетов, а европейская Airbus — и того больше. Так, может, и российским авиазаводам пора объединиться и начать совместно производить конкурентоспособный самолет? А пока в России и странах СНГ уже летают 110 самолетов западного производства (87 «боингов», 23 «эрбаса»), и их количество будет расти. Тем более, что омичам предлагают «Боинг» в полтора раза дешевле чем казанский ТУ-214.

Три — в стойле, один — в Антарктиде

После того, как четыре омскавиавские Ту-154М возвратились из Ирака, авиакомпании не удается задействовать их в полную силу. Поэтому было принято решение продать три самолета, интерес проявил Аэрофлот. В прошлом году Евгений РОМАНЮК дважды встречался с главой Аэрофлота Валерием ОКУЛОВЫМ, вроде бы договорились о цене — по 3,2 млн долларов за каждый, о сроках оплаты.

Но неожиданно все договоренности были нарушены — в начале этого года от Аэрофлота пришло официальное извещение о том, что авиакомпания готова купить омские самолеты, но только по 1,6 млн долларов. «Чем продавать за такую цену, пусть лучше они сгниют на стоянке!», — в сердцах заявил Евгений РОМАНЮК, и сделка сорвалась.

Желающих приобрести подержанные, хотя и вполне работоспособные Ту-154М особо нет. Самолетов у всех авиакомпаний не хватает, но и свободных денег — тоже. И никто не задается вопросом: а на чем же мы будем летать, когда самолеты, выпущенные в советские времена, массово выработают свой ресурс? Чтобы их заменить, у авиакомпаний никаких денег не хватит ни на отечественные, ни на зарубежные воздушные лайнеры.

Еще большие проблемы с малой авиацией. Ан-140, который призван заменить доживающие свой век Ан-2, завод-изготовитель предлагает за 10 млн долларов — окупить такую сумму на местных линиях просто нереально. Переделка Ан-2 в Ан-3 проводимая ПО «Полет», погоды на авиарынке не делает — это сродни реанимации трупа. Омскавиавский Ан-2, который «Полет» первым переделал в Ан-3, ииспользовал в рекламных целях, непонятно на сколько застрял в Антарктиде.

При акционировании Омскавиа в нагрузку навязали 6 Ан-2 и два вертолета Ми-2, при этом они остались в госсобственности. Четыре года назад из-за этих «кукурузников» развернулась ожесточенная борьба между двумя авиакомпаниями — «Бердский аэроклуб» и «Вельт-Аль», которые хотели их взять в аренду (подробно см. в «КВ» № 23 за 15 июня 2000 года). Но тогда их так никому и не отдали, оставив ржаветь на балансе Омскавиа.

— Куда мы только ни обращались, чтобы нам разрешили списать Ан-2 и вертолеты, — рассказал Евгений РОМАНЮК. — Но не можем добиться от собственника никакого решения. По-государственному было бы отдать их «Полету» и переделать в Ан-3, а пока мы вынуждены тратить деньги на содержание ненужной нам техники.

Воистину, умом Россию не понять. Шансов на то, что Омскавиа купит Ту-214 почти нет, сначала нужно хотя бы три своих Ту-154М продать, как минимум. Да и зачем нужны новые дорогие самолеты, если пассажиропоток не растет, а конкуренция усиливается — тайна великая есть.
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.