— Наталья Юрьевна, «Времена года» — успешное издание. В чем причина успеха?
— Причин, несомненно, несколько. Во-первых, одно из главных условий успеха любого печатного СМИ, да и любого бизнеса, пожалуй, — правильное позиционирование. Если редактор, сотрудники редакции нечетко представляют себе аудиторию, к которой обращено все издание и каждый конкретный материал, разбросанность, аморфность формата и стиля приводят к тому, что издание не обращено ни к кому в принципе. Считаем, что мы очень четко представляем себе аудиторию «Времен года»: достаточно много внимания уделяем изучению «своего» читателя и его предпочтений.
Вторая причина, на самом деле ничуть не менее, если не более, важная — так называемый человеческий фактор. Издание, как и любой бизнес, может стать успешным и конкурентоспособным только в том случае, если делом занимаются профессионалы.
— На кого рассчитано ваше издание? Если сравнить его с человеком, то какое оно?
— У многих людей есть сложившееся мнение, что это молодежное, даже тинейджерское, издание. Может быть, когда-то это и было похоже на правду, но с момента своего появления на рынке СМИ журнал очень изменился, и теперь мы называем себя даже не «гайдом» (телегидом), а развлекательным еженедельником, семейной газетой: наши исследования подтверждают, что добрым другом нас считают читатели самых разных возрастов.
А если говорить о том, каким мы видим свой журнал...
Надеемся, что он похож на нас, как любое творение похоже на своего создателя. Наше издание — наш любимец, мы к нему относимся, как к живому существу, у которого очень веселый, добрый нрав, и очень надеемся, неплохой интеллектуальный потенциал. Это личность небанальная, жизнерадостная и очень позитивная. Позитив — для нас вообще одно из главных слов, помогающее определить, «в формате» материал или нет. Не случайно в логотипе издания — «смайлик», общепонятный символ открытости и доброжелательности, и это действительно знак, отражающий мироощущение нашего издания.
Знаем, что именно за эти качества нас и ценят наши читатели, уверены, что подобный стиль — одно из конкурентных преимуществ «Времен года»: многие СМИ предпочитают обсуждать желтые, а то и черные темы — так проще. Несомненно, у них тоже есть своя аудитория, свои читатели. Но нам наши нравятся больше — верные (у нас стабильная читательская аудитория), умеющие ценить юмор, игру слов.
Кроме того, «Времена года» — издание продвинутое. Это определение предложили нам когда-то читатели, оценивая содержание журнала. Так же нас характеризовали и московские специалисты в области медиа-консалтинга, говоря о дизайне издания. Мы с радостью соглашаемся с обоими вариантами. А сами считаем себя «продвинутыми» еще и потому, что если чего у «Времен года» и нет — так это самоуспокоенности.
— Количество ваших читателей год от года увеличивается. Какой сегодня тираж у «Времен года»?
— Действительно, на протяжении шести лет существования «Времен...» тираж издания постоянно растет. И на этот, что уж там говорить, приятный процесс не влияет даже увеличение цены. Признаюсь, мы опасались, что с ростом стоимости издания, а в этом была необходимость — у нас появилась глянцевая обложка, полноцветная печать — тираж может несколько снизиться. Произошло обратное: тираж вырос и на нынешний момент составляет 31 500 экземпляров.
Кроме того, мне бы еще раз хотелось обратить внимание ваших читателей, а наших потенциальных рекламодателей, на то, что наш тираж сертифицированный. То есть те цифры, которые указаны в выходных данных, — это реальные цифры. Можно напечатать сколько угодно и сразу половину тиража увести на склад, заведомо зная, что все не продастся. Но мы — коммерческое издание и не можем позволить себе роскошь печатать лишние экземпляры. Для нас это выгодно еще и с той точки зрения, что, обращаясь к рекламодателям, мы можем без стыда заявить: каждый номер с вашей рекламой дойдет до потенциального потребителя товара или услуги. Для нас сертификация — это повод для гордости, своеобразная медаль за честность.
— Почему вдруг было принято решение о сертификации? Можно же и без значка оставаться честным.
— Осенью прошлого года нам в руки попал рейтинг предпочтений читателей на рынке омских СМИ. Нас неприятно поразила следующая ситуация. По нашим — и очень достоверным — данным, на тот момент мы были на третьем месте по реальным продажам среди изданий в городе. Первое и второе места занимали на тот момент омские представительства федеральных изданий — «ТелеСемь» и «Жизнь». В рейтинге же «Времена года» оказались далеко не на самых высоких позициях. Нас бы это расстроило, если бы не тот комичный момент, что в рейтинге как успешное было названо издание, которое не существовало на рынке уже как минимум два года. То есть вопрос о доверии к результатам данного исследования был решен сам собой.
Но обидно, что подобные рейтинги попадают на столы потенциальным рекламодателям, которые не всегда ориентируются в ситуации на рынке СМИ, поэтому легко верят тем, кто громко называет себя «экспертом медиарынка». Сертификация тиража — один из способов дать понять нашим клиентам, рекламодателям, что мы надежные партнеры.
— За последний год журнал существенно изменился, похорошел, во всяком случае внешне. Планируются ли еще какие-то глобальные перемены?
— Что касается каких-то визуальных перемен, то они очевидны, и мы будем дальше двигаться в этом направлении. Например, в ноябре 2003 года были введены полноцветные страницы, глянцевой стала обложка. Такие преобразования были очень кстати. Мы по духу яркие и, став цветным изданием, добились единства содержания и формы. Учитывая интересы наших молодых читателей, мы попробовали на последней странице публиковать постеры звезд эстрады, артистов и достаточно быстро поняли, что угадали и... угодили.
Если говорить о формате и стиле журнала, то мы считаем нынешний вариант оптимальным на данном этапе, и здесь можно говорить только об улучшении качества материалов и еще большей выверенности стиля издания. Хотя, естественно, мы следим за тем, что было бы интересно увидеть на страницах издания нашим читателям, регулярно проводим с этой целью анкетирования, исследования. С одной стороны, это связано с тем, что мы коммерческий проект, с другой — мы любим своих читателей и нам хочется быть им интересными.
Несколько месяцев назад мы проводили очередное анкетирование и выявили среди потребностей наших читателей — причем, к нашему удивлению, не только мужской части аудитории — интерес к спортивной тематике.
Когда более детально изучили вопрос, стало очевидным, что особый интерес вызывают новости о хоккейной команде «Авангард». У Алексея Николаевича (ВЕРАХОВСКИЙ — ред.) возникла идея создать тематическую страничку, которая получила название «Горячий лед». Содержание полосы будет варьироваться в зависимости от сезона: интервью с игроками «Авангарда», новости, турнирные таблицы, конкурсы — все то, что интересно поклонникам хоккея. Курируют рубрику Андрей БЛОХИН и наш журналист Игорь СОЧИЛОВИЧ, естественно, поклонник «Авангарда».
— Сегодня в целях продвижения товара используют различные схемы поощрения потребителей. Что в этом плане делают «Времена года»?
— Несколько лет назад, к сожалению, основным методом продвижения издания было «сарафанное радио»: наши читатели рекомендовали интересную и любимую газету друзьям и знакомым. Очень приятно, что ситуация изменилась. Стоит отдать должное генеральному директору ЗАО «Времена года» Алексею ВЕРАХОВСКОМУ, который не только понимает всю важность промо-работы, но зачастую сам является инициатором промо-мероприятий и генератором идей по продвижению издания. Согласитесь, это большая редкость и большой плюс.
Журнал регулярно проводит разнообразные конкурсы, розыгрыши. Два года подряд организовывали ежегодный конкурс, в котором главным призом, вручаемым одному их победителей, был телевизор. Один из победителей конкурса этого года (конкурс называется «Почитаешь — повезет») получит гораздо более солидный приз — автомобиль. По-моему, мы единственное омское издание, предлагающее своим читателям ТАКОЙ подарок. Надеемся, что розыгрыш машины станет настоящим шоу.
— Сейчас такое динамичное время, что если ты не повышаешь свой профессиональный уровень, то через какое-то время начинаешь отставать от жизни. Если судить по происходящим в издании переменам, то можно сказать, что в медиагруппе «Премьер», в рамках которой выходят «Времена года», с повышением квалификации дела обстоят очень неплохо.
— В очередной раз хотелось бы сказать спасибо руководителю предприятия. Он прекрасно понимает, что качество продукта зависит от тех людей, которые его делают и что успешное издание возможно тогда, когда в нем работают успешные сотрудники, успешные в разных смыслах, в первую очередь в профессиональном.
Летом прошлого года члены редакции проходили обучение на семинарах по продвижению газеты в новых условиях рынка и визуальной журналистике, которые проводились американской организацией IREX, курирующей российские независимые издания.
Впоследствии мы получили от этой организации предложение принять участие в проходившем в ноябре 2003 года в Москве управленческом семинаре, на котором была презентована программа «Комплексное развитие издания». Всем участникам семинара (а это более сорока представителей самых разных региональных СМИ) было предложено оставить заявку на участие в конкурсе, победитель которого получал грант на обучение по годичной программе развития издания. В том, что наш журнал попадет в число победителей, у меня сомнений не было: издание получило высокую оценку и участников семинара, и специалистов межрегионального Института медиаконсалтинга, который и проводят обучение. Программа, участниками которой мы действительно стали, предполагает обучение всех сотрудников журнала — от специалистов рекламного отдела и отдела распространения до дизайнеров, редакторов и журналистов. Особенно ценно, что мы получим возможность перенять самое интересное и в российском, и в мировом опыте специалистов-медийщиков: статус просто «регионального издания» нас давно не устраивает.
— Ходят слухи, что директор газеты «НОС» станет директором «Времен года».
— В настоящий момент Марина НИКИТИНА приступила к обязанностям заместителя генерального директора журнала «Времена года». Что будет дальше — покажет время.
У нас есть свои фирменные стандарты, первый из которых гласит: «Все, что хорошо для газеты, то хорошо для меня». Если человек умеет работать по этому принципу, то он очень легко вписывается в команду.
Вообще уверена, что во многом мы успешны благодаря тем людям, которые трудятся на издание. Мне бы хотелось сказать огромное спасибо всем моим коллегам, очень неравнодушным к своему делу людям, настоящим профессионалам и «игрокам» настоящей Команды, сотрудникам, которые ради общего успеха умеют и спросить с себя, и прийти в случае необходимости на помощь коллегам.
— Спасибо за беседу. Желаю вам и вашему изданию дальнейшего процветания.
Наталья Юрьевна родилась 25 июля в Омске. В 1993 году окончила филологический факультет Омского государственного университета (специальность Филолог-преподаватель русского языка и литературы"). Работала учителем русского языка и литературы в 139-й гимназии г.Омска. В 2001 году устроилась работать корректором в газету «Времена года». Позже заняла должность литературного редактора. В сентябре 2002 года была назначена редактором, а в августе 2003 — главным редактором газеты «Времена года».
Замужем. Воспитывает дочь пяти лет.