Пиррова победа
— Суд принял окончательное решение: трехсторонним договорам между Омскэнерго, Омскэлектро и потребителями — быть. Мы бы не стали устраивать судебных разборок по вопросу отдельной оплаты транспортировки, если бы не печальный пример Теплокоммунэнерго, которое больше года не получало от Омскэнерго за транспортировку тепла ни копейки. Теплокоммунэнерго смогло выжить за счет своих теплоисточников, а Омскэлектро живет только за счет транспортировки электроэнергии.
И хотя Омскэлектро выиграло, но победы здесь нет, и на самом деле проиграли и обе спорящие стороны, и потребители. Когда участники энергопроцесса втягиваются в судебный спор, крайним всегда остается абонент. Пока энергетики разбирались, кто главнее, часть потребителей платила за транспортировку дважды, а часть вообще перестала платить, в результате придется заплатить еще и пеню.
Омскэлектро и Омскэнерго технологически связаны неразрывно и оторваться друг от друга не могут, но при этом тянут энергетическое одеяло в разные стороны Омскэнерго, пытается завернуть финансовые потоки на себя. По жизни нам нужно действовать вместе, и в конечном итоге от сотрудничества выиграют обе стороны.
Век сбыта не видеть
Устанавливая тарифы на этот год, РЭК, просчитав представленные расчеты затрат по Омскэлектро и Теплокоммунэнерго, исключила из состава их годовых затрат полное содержание сбытовых функций и оставила только технологические. За рамками тарифа оказались юридическое сопровождение, автотранспорт, охрана, снабжение — все то, что обеспечивает работу сбытовой структуры.
В общемировой практике на сбыт закладывается порядка 10-12% от оборота, а РЭК оставила не более 1%, что не позволяет выполнять функции по сбору платежей за услуги по транспортировке в полном объеме. В то же время Омскэнерго, которому передали сбытовые функции, оказалось не готово обслуживать население и особенно по оформлению льгот и субсидий, хотя это заложено в тарифе. Для Омскэнерго это новая функция, поэтому все происходит очень затратно и долго. В результате работа с населением отброшена на много лет назад.
Пожилые люди по-прежнему по вопросу льгот приходят в Омскую энергосбытовую компанию (ОмЭСКо) на 4-ю Транспортную, но оттуда их вынуждены отправлять в Омскэнергосбыт на ул. Жукова, а там их не готовы обслуживать.
Чтобы наладить сбыт 385 тысячам бытовых абонентов, нужна долгая, планомерная работа, тут наскоком ничего не решишь. В декабре прошлого года 150 человек из разных подразделений Омскэнерго были разбиты на бригады и пошли к населению, чтобы создать базу данных. Но к доброй половине абонентов самостийные контролеры просто не смогли попасть. В результате базы данных не получилось, чтобы ее доработать, потребуется не меньше года.
ОмЭСКо предложила Омскэнерго сотрудничество по выполнению функции по льготам и субсидиям,чтобы не страдали люди. На уровне исполнителей понимание в этом вопросе есть, но на верхнем уровне решение пока не принято.
Счетчики счет любят
Вместе с утратой функции сбыта муниципальная энергетика потеряла возможность обслуживать парк электросчетчиков. Цех Омскэлектро по ремонту счетчиков, единственный на всю область, оказался под угрозой закрытия, хотя его обороты, наоборот, нужно было увеличивать в два раза. Теперь этим должно заниматься Омскэнерго, которое и в районах области счетчики не обслуживает.
На высоком уровне принято решение заменить все бытовые электросчетчики класса 2,5 на более точные класса 2. Кто, как и за чей счет это будет делать, пока совершенно непонятно. У 15-20% городских абонентов электросчетчиков сейчас нет вообще,расчеты за потребление ведутся по условным схемам. Рынок по замене приборов учета очень большой, но муниципальную энергетику пытаются с него вытеснить, лишая ее сбытовой функции.
Еще более серьезный вопрос — обслуживание внутридомовых и внутриквартирныхэлектросетей, которое практически не заложено в тариф. Энерговооруженность бытовых потребителей возросла в три раза за последние годы, если все все сразу включат, проводка и трансформаторы загорятся синим пламенем. Электропроводка, которая не принадлежит владельцам квартир, в старом жилом фонде подлежит замене, но вряд ли Омскэнерго будет этим заниматься.
Основные статьи коммерческих потерь электроэнергии — это ее хищение и недоучет. Регулирование тарифов идет по затратам, из-за больших потерь тарифы существенно завышены. Большинство населения страдает от непродуманных решений в пользу меньшинства. Если кто-то крадет электроэнергию, за него должны рассчитываться все остальные.
Если не налажен учет, как бороться с издержками? В порядке эксперимента мы заменили все электросчетчики в четырех домах в 11-м микрорайоне, но баланс все равно не пошел — умельцы воруют электроэнергию, не нарушая пломб. Но вместо того чтобы нам совместнос Омскэнерго решать проблемы учета, РЭК своим решением разводит нас по разные стороны энергопроцесса.
В омской муниципальной энергетике идут те же процессы, которыепереживает вся российская энергетика. Выработка, транспортировка и сбыт электроэнергии должны быть разведены по разным компаниям — это основной принцип программы реформирования энергетики, утвержденной правительством.
Мы решили реализовать эти принципына муниципальном уровне, но наткнулись на непонимание и противоборство со стороны РЭК. РЭК поначалувообще не замечала существования ОРЭК и ОмЭСКо, потом лишила возможности выполнять сбытовые функции. ОРЭК — управляющая компания — выполняет те же функции, что и РАО «ЕЭС России», только в масштабах города. Завтра вместо единого Омскэнерго появятся отдельные генерирующая, транспортирующая, сбытовая и управляющая компании. Просто мы провели подобное разделение раньше.