Александр СЫРЦЕВ, президент независимой ассоциации перевозчиков пассажиров
25 февраля состоялось первое заседание Куйбышевского районного суда по моему исковому заявлению к городскому совету. В своем иске я требую отменить два пункта из Правил организации транспортного обслуживания населения на территории города. Одним из пунктов горсовет предлагает заключать предпринимателям соглашение (договор) на перевозки, другим — работать по графику. На каком основании меня принуждают к заключению договора? Почему я должен работать по конкретному графику? Есть пассажиры, нет — я все равно должен буду выходить на маршрут. Это противоречит положению о маршрутных такси: в правилах перевозки пассажиров в автобусах особо малой и малой вместимости в режиме маршрутного такси сказано, что движение организуется по оперативным интервалам по мере накопления пассажиров. Как ни верти, а свои 100 рублей в час, чтобы не прогореть, я должен заработать обязательно. Если я повезу двух человека, то, соответственно, ничего не заработаю. А мы не муниципальный транспорт, который дотируется из бюджета, и их водителям все равно, сколько народу везти.
Сегодня, к примеру, чтобы зайти со своей машиной на тот или иной маршрут (я не говорю про нашу ассоциацию или «Автолайн», имеются в виду те маршруты, которые принадлежат небезызвестным омским бизнесменам фамилии которых, если понадобится, я могу сообщить в соответствующих органах), надо сначала заплатить мзду. Стартовый взнос, например на 350-м маршруте, составлял сначала 6 тысяч, сегодня — 4,5 тысячи рублей. Потом ставленники этих товарищей ежемесячно собирают с водителей, которые работают на их маршрутах, взносы. Сумма взноса зависит от рентабельности маршрута. При этом эти «хозяева» маршрутов совершенно не просчитывают, сколько машин необходимо выпускать на тот или иной маршрут. Департамент транспорта этот процесс не контролирует. Та схема предоставления маршрутов, которая прописана в соответствующих постановлениях, не действует. Как итог, городские дороги перегружены и все маршруточники в глазах общественности и городских чиновников — беспредельщики. Вникать в суть проблемы никому недосуг.
По сути, решения об открытии или продлении какого-либо маршрута должна принимать комиссии по обследованию дорожных условий на маршрутах городского пассажирского транспорта, созданная при департаменте транспорта. В нее входят ОСИНСКИЙ, исполняющий сейчас обязанности директора департамента транспорта, представители управления благоустройства и коммунального обслуживания департамента городского хозяйства, УГИБДД УВД Омской области, Российской транспортной инспекции и другие.
В обязанности комиссии входит давать заключения о возможности открытия или продолжения того или иного маршрута, организация дополнительных остановочных пунктов, совершенствование перевозок, повышение их безопасности: следить и при необходимости устранять недостатки на дорогах и прочее. Основной формой работы комиссии является непосредственное обследование путем визуального осмотра и инструментальных изменений в процессе проведения контрольных проездов по маршруту.
Почему водители должны платить какому-то дяде на карман? Тот, кто считает наш бизнес высокодоходным, глубоко ошибается. Рассмотрим на примере нашего маршрута № 407. Его протяженность 26 километров. Чтобы заработать тысячу рублей в день, давайте посчитаем. Я еду в один конец полтора часа и в другой. Три часа рейс. Туда — обратно заработать можно 250-300 рублей в зависимости от пассажиропотока (в среднем сто рублей в час). Чтобы заработать тысячу рублей наличными, я должен отработать 16 часов. Именно 16. Я не оговорился. 500 рублей уйдет на заправку. То есть чтобы получить тысячу, надо отработать 16 часов. Сколько дней человек может работать по 16 часов в сутки? Неделю, две. А потом — сложно. В месяц в среднем одна газель может заработать 12-13 тысяч рублей. Чистыми после уплаты подати «хозяину», уплаты налогов, часть денег уйдет на ремонт, останется не так уже и много.
Еще в прошлом году один из владельцев машины обратился в ОБЭП с заявлением по поводу вымогательства у него денег за то, что он хотел встать на маршрут № 417. Представители ОБЭП организовали акцию, и вымогатель был арестован. Правда, до сих пор дело не передано в суд. Сначала это дело вел один следователь, потом его заменили. Складывается такое впечатление, что дело хотят спустить на тормозах.
Те документы, которые сегодня находятся на рассмотрении в городском Совете (проект городской маршрутной сети и порядок предоставления маршрутов), а также Правила организации транспортного обслуживания населения на территории вряд ли изменят ситуацию в лучшую сторону. Наша ассоциация намерена добиться того, чтобы ее представители присутствовали на заседаниях комиссии горсовета, на которой будут рассматриваться принятые к рассмотрению документы. Если нас не допустят и не учтут наши предложения, то мы вынуждены будем обратиться в суд. В этом случае нам сложнее будет добиться отмены тех или иных положений.
Мы опасаемся за передел рынка. Если сократится число машин, пострадает население, будут нарушены права предпринимателей. При создании дефицита вырастает цена на проезд и в общественном транспорте, и в маршрутных такси.
Мне бы хотелось, чтобы политика на рынке перевозок стала здоровой. Чтобы городские власти нашли общий язык с предпринимателями, которые смогут решить многие проблемы, имеющиеся у нашего городского кошелька. Мы готовы заняться городскими перевозками не только на маршрутках. Мы можем купить автобусы, которые подходят именно для нашего климата, а не те, которые ездят у нас в городе за баснословные деньги со свалки, арендовать автохозяйства, организовать их работу. Мы готовы возить льготников, как это делают маршрутные такси в других городах. Не надо выдумывать никаких сложных схем взаиморасчетов. Надо менять политику внутригородских пассажирских перевозок.