Реформа в пути
Законопроекты разработаны в соответствии с требованиями ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», предусматривающего реформирование системы органов местного самоуправления (МС). Закон разграничивает полномочия между федеральными, региональными и местными органами власти, а также предписывает создание органов МС в каждом поселении с численностью проживающих свыше одной тысячи человек.
По подсчетам разработчиков проектов законов, в Омской области в 2005 году будет более 300 муниципальных образований. В каждом из них будут не только исполнительные, но и представительные органы власти. Называть представительные органы предлагается так же, как и сейчас: «Советами». Свои Советы будут в сельских поселениях, рабочих поселках, городах и муниципальных районах. По законопроектам планируется, что в Советах муниципальных районов будет от 15 до 20 депутатов (в зависимости от численности населения), в других муниципальных образованиях — от 7 до 10.
Федеральным законом «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ» установлена следующая зависимость количества депутатов представительных органов власти от численности населения:
менее1000 человек населения — не менее 7 депутатов;
свыше 1000 человек — 10 депутатов;
от 10 000 до 30 000 человек — 15 депутатов;
от 30 000 до 100 000 человек — 20 депутатов;
от 100 000 до 500 000 человек — 25 депутатов;
свыше 500 000 человек — не менее 35 депутатов.
Скажи мне, как тебя зовут
В законопроектах также предусматриваются наименования должностных лиц муниципальных образований Омской области. Главы МО городов, избранные населением и не входящие в представительные органы, будут называться мэрами. Старостами планируется называть глав тех муниципальных образований, где роль представительного органа власти будет осуществлять сход граждан.
Что касается глав муниципальных образований рабочих поселков и поселков городского типа, то для них предусмотрены следующие должностные наименования:
а) глава, избранный Советом (представительный орган власти) соответствующего МО — председатель соответствующего Совета;
б) глава, избранный населением и входящий в состав соответствующего Совета с правом решающего голоса, — председатель соответствующего Совета;
в) глава, избранный населением и не входящий в состав соответствующего Совета, при этом являющийся главой местной администрации, — глава муниципального образования.
Завыбираемся
Согласно федеральному законодательству, органы местного самоуправления должны быть полностью сформированы к первому января 2006 года. Чтобы выполнить эти требования, необходимо провести выборы глав муниципальных образований и депутатов представительных органов власти. Поскольку срок полномочий глав администраций ныне существующих 32 районов области, а также существующих там представительных органов власти истекает в декабре 2004 года, то выборы в этих районах области и планируется провести в декабре 2004 года. При этом существующие 32 района области получат статус муниципальных образований и будут называться «муниципальными районами». Решение о проведении этих выборов должно быть принято в сентябре 2004 года.
Что касается новых муниципальных образований Омской области, то выборы в них, по ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», должны пройти не позже октября 2005 года. В соответствии с областными законопроектами срок полномочий депутатов и глав муниципальных образований ныне существующих 32 районов области планируется установить на 5 лет. А вот глав МО и депутатов вновь образованных муниципальных образований — на 4 года и 2 месяца. Сделано это для того, чтобы к декабрю 2009 года одновременно выйти на выборы всех уровней муниципалитетов.
Еще один нюанс связан с тем, что законопроект «О численности депутатов вновь образуемых представительных органов муниципальных образований первого созыва и сроках их полномочий» носит временный характер, так как будет действовать лишь до первого января 2006 года. Дело в том, что согласно федеральному законодательству после того, как по новой схеме будут сформированы муниципальные образования, определять количество депутатов, срок их полномочий и назначение выборов должны будут уже сами МО своими уставами. То есть выбранные в 2004-м и 2005 году депутаты и главы муниципальных образований новыми уставами установят свои «правила игры». Правда, эти правила должны будут соответствовать федеральному законодательству. В любом случае, вряд ли новые народные избранники решатся своими уставами намного, по сравнению с нормами федерального законодательства, увеличить количество депутатов, так как штат чиновников при создании новых МО и так прилично возрастет. А это, естественно, приведет к росту расходов консолидированного бюджета области.
Горсовет увеличится
Отдельная история касается горсовета и администрации города Омска. Несмотря на то, что ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» уже принят, досрочных выборов мэра Омска и депутатов горсовета не будет. Согласно федеральному законодательству, в уже существующих муниципальных образованиях выборы глав МО и депутатов должны проводиться после того как истечет срок их полномочий, установленный еще до принятия ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Как известно, срок полномочий ныне действующего мэра и депутатов Совета еще не истек. Поэтому их выборы пройдут в соответствии с Уставом города Омска: весной 2005 года выберем мэра, а весной 2007 года — депутатов горсовета. Выбирать будем не 17 депутатов (именно столько их сейчас в городском Совете), а не менее 35. Такая планка установлена областным законопроектом о численности депутатов (сколько именно будет депутатов — должны решить ныне действующие народные избранники).
По словам начальника юридического отдела Законодательного собрания Виктора КАРПУНОВА, депутаты ЗС установили планку — не менее 35 человек — в связи с тем, что «в 2007 году выборы в Законодательное собрание будут проходить уже по смешанной системе: и по партийным спискам, и по одномандатным округам в соотношении 50/50. То есть 50 % депутатов будет избрано от партий и 50% — по одномандатным округам. Вряд ли останется то же общее количество депутатов, что и сейчас, — 30 человек. Как показывает практика, пропорциональная система, когда менее 20 человек, либо вообще не работает, либо не позволяет выражать истинное мнение населения. Видимо, Законодательному собранию придется увеличить количество депутатов. Насколько именно, покажет время. Депутатам же горсовета, конечно же, выгоднее так нарезать избирательные округа, чтобы они совпадали с округами депутатов ЗС».
«Затяжные» границы
Но вернемся к новым муниципальным образованиям. Прежде чем провести в них выборы, необходимо сначала определиться с границами МО. Причем сделать это надо до первого января 2005 года.
— Установление границ новых муниципальных образований — это самая большая и тяжелая работа, которую предстоит выполнить, — сказал председатель Законодательного собрания Владимир ВАРНАВСКИЙ, комментируя принятие законопроектов. — Нам предстоит решать различные коллизии. Например, сейчас поселки Береговой и Крутая Горка входят в состав муниципального образования город Омск. Территориально же они должны войти в состав Омского района.
Рабочая группа, которая будет решать вопросы, связанные с реформированием системы местного самоуправления, в том числе с установлением границ новых муниципальных образований, к настоящему времени уже создана. В ее состав вошли представители комитета по законодательству ЗС, органов местного самоуправления, статистики, земельного комитета и других структур. К слову, по словам г-на ВАРНАВСКОГО, Законодательное собрание еще до создания рабочей группы пыталось активизировать работу всех сторон по подготовке законопроектов, касающихся реформы власти на местах.
— Мы спровоцировали принятие этих двух документов, чтобы возбудить интерес у всех заинтересованных сторон. До этого, как мы ни обращались и к городу, и к районам. — молчок. Когда же начали задевать их интересы, разрабатывая проекты законов, то со стороны муниципалитетов стали появляться возражения, например, горсовет просит, чтобы его назвали Думой. Мы рады этим возражениям. И говорим: видите, что может получиться, если вы не будете сами участвовать в процессе. Мы ведь можем навязать сверху и структуру муниципалитетов, и все остальное, поэтому участвуйте. Надо вместе принимать нормативные документы. Ведь они необходимы прежде всего для самих муниципалитетов, — сказал он.
Все смешалось в доме...
При реформировании системы местного самоуправления возникнет, помимо проблем, связанных с установлением границ, и множество других проблем. Это и финансирование, ведь на выборы нужны средства (на выборы 2004 года средства в областном бюджете предусмотрены), и немалые, учитывая, что количество муниципальных образований возрастет почти в 10 раз, и принятие новых нормативно-правовых документов, регулирующих отношения между уровнями власти, гражданином и властью, а также предусматривающих ответственность сторон. Все это будет проходить на пике политических страстей.
— Многие вопросы при реформировании органов власти на местах требуют чисто политических решений, — сказал г-н КАРПУНОВ. — Ведь вопросы организации местного самоуправления — это в первую очередь вопросы организации управления Омской областью. Поэтому выбор оптимального решения по управлению областью — именно политическое решение. Заниматься этим должны разные структуры. В связи с этим и создана довольно представительная рабочая группа.