Сговор
Инспектор ГУ «Омскгосэнергонадзор» ДМИТРИЕВ по долгу службы посещал различные предприятия города. В 2001 году, находясь на территории ОАО «Сатурн», он зашел в помещение электротехнического цеха № 14, где обратил внимание на большое количество низковольтных конденсаторов и другого электрооборудования. Как опытный специалист, инспектор знал, что некоторые из них пользуются спросом на ряде омских предприятий, где готовы заплатить за эту аппаратуру.
«А почему бы не договориться о продаже конденсаторов?» — подумал он и обратился к начальнику электроцеха Владимиру ЧЕПИНУ, сказав, что ему нужны низковольтные конденсаторные батареи типа КС2-038...
Они ударили по рукам и расстались. После отъезда ДМИТРИЕВА ЧЕПИН призадумался. Так как действовать в одиночку ему было несподручно, он решил приобщить к вывозу изделий своего заместителя Анатолия МАМЧЕВА.
Удачное начало
В начале августа 2001 года, не ставя в известность руководство предприятия ЧЕПИН направил служебную записку на имя технического директора «Сатурна». В ней он указал необходимость вывоза трех низковольтных батарей типа КС2-038... под предлогом замены и установки их на городской понижающей подстанции № 18 (ГПП-18), которая находится за пределами охраняемой территории завода. На основании этой служебной записки в цехе оформляется товарно-транспортная накладная, разрешающая вывоз конденсаторов через КПП предприятия.
Восьмого августа, в соответствии с договоренностью, инспектор подъехал на «БМВ» и остановил автомашину поодаль от предприятия. ЧЕПИН и МАМЧЕВ погрузили конденсаторы в электрокар ипо сфабрикованным документам беспрепятственно выехали за пределы территории завода.
Втроем они перегрузили батареи в иномарку, и здесь же заказчик рассчитался с исполнителями, передав им по тысяче рублей за батарею, в то время как истинная стоимость каждый из них составляла свыше пяти тысяч.
На поток
В конце 2001 года по аналогичной схеме ЧЕПИН и МАМЧЕВ вывезли за территорию завода и доставили к гаражу ДМИТРИЕВА уже семь конденсаторов типа КЭК2-04 стоимостью 8,6 тысячи рублей каждый. Такса расчета оставалась прежней, «штука» за каждый аппарат. Таким же образом были в феврале 2002 года вывезены шесть конденсаторов КС2-038, в апреле — четыре КЭК2-04... Размеры ущерба, нанесенного предприятию, стали измеряться десятками тысяч рублей. Безусловно, возникает вопрос, зачем понадобилась ДМИТРИЕВУ подобная аппаратура в таком количестве и каким образом он ею распорядился? Ответ очень прост, инспектор Омскгосэнергонадзора реализовывал ее за более значительные суммы, чем их реальная стоимость. Из двадцати конденсаторов он 11 продал ООО «Нефтехимпромторг», ООО «Завод кольцевых заготовок», ОАО «Никрон», ОАО «Сибирский хлеб»...
В начале 2003 года был найден еще один покупатель: некоему ГОМОНУ потребовались автоматические выключатели АБМ-15 и АБМ-20 для установки на одном из предприятий города. ГОМОН согласился купить два из них за 14 тысяч рублей наличными, хотя их реальная стоимость превышала 53 тысячи.
Для незаконного вывоза электроаппаратов на этот раз возникла необходимость привлечь третьего соучастника преступных действий. С этой целью начальник цеха переговорил со старшим мастером Алексеем ОЛЬХОВЫМ. Испытанным ранее способом ЧЕПИН и ОЛЬХОВ вывезли два автомата — АБМ-15 и АБМ-20. ГОМОН расплатился с ними. После его отъезда, довольные совершенной сделкой, МАМЧЕВ и ОЛЬХОВОЙ приобрели в Торговом центре сотовые телефоны.
Квалификация следствия
Вскоре после аферы с автоматическими выключателями их незаконной деятельностью заинтересовались правоохранительные органы, а затем следователи 4-го отдела УВД Омской области возбудили уголовное дело по выявленным фактам.
Решение суда
В начале декабря прошлого года Куйбышевский райсуд рассмотрел уголовное дело по фактам преступных действий работников ОАО «Сатурн». Государственные обвинители старшие помощники прокурора ЦАО Константин МАРТЫНЕНКО и Александр МАШИНСКИЙ в своих выступлениях говорили о том, что, проанализировав доказательства следствия, они пришли к выводу об умышленном характере преступных деяний ЧЕПИНА, МАМЧЕВА и ОЛЬХОВОГО.
Суд признал наличие в действиях подсудимых предварительного сговора и пришел к выводу о виновности в совершенных преступлениях. При назначении вида и размера наказания он учел, что все трое ранее не судимы и возместили предприятию материальный ущерб в полном объеме. В связи с этими обстоятельствами суд приговорил Владимира ЧЕПИНА к 3 годам лишения свободы, МАМЧЕВА — к 2,5, ОЛЬХОВОГО — к двум. Наказание решено считать условным, с испытательным сроком.
Александр АЛЕКСАНДРОВ