Англичане против Coca-cola
Производство и распространение питьевой воды давно стало серьезным бизнесом. Конкуренция в этом сегменте товарного рынка жесточайшая, да и требования к производителям со стороны санитарных и экологических организаций высокие, что, впрочем, вполне оправданно. Настоящих специалистов, да и взыскательных потребителей едва ли можно смутить шумными рекламными акциями и авторитетом устоявшихся и вроде бы вполне успешных брэндов. Свежий пример из английской практики, о котором российской общественностью со ссылкой на «Уолл-Стрит Джорнел» сообщили в марте этого года «Ведомости».
Конфузом закончилась пиар-акция кампании Coca-cola, направленная на раскрутку своего нового товарного знака, а именно «чистой питьевой воды „Dassani“. Компания заявляла, что для очистки „Dassani“ применяется система фильтрации, „как на космических кораблях“. (Любопытно, но акцент на своем „космическом“ оборудовании делает и одна из компаний, активно продвигающая свою продукцию на омский рынок питьевой воды).
Оказалось, что исходный продукт для своего нового детища „Dassani“ водопродавцы добывают из обычного водопроводного крана, очищая его посредством „обратного осмоса“ и доводя до дистиллированного состояния. После этого они добавляют в воду кальций, магний, соли, а затем преподносят покупателям под маркой „абсолютно экологически чистой родниковой воды“. Такое невинное, с точки зрения производителей, занятие сильно возмутило британцев и даже стало предметом расследования со стороны Агентства по стандартам продуктов питания по стандартам продуктов питания (FSA).
Теперь вместо возможных прибылей Coca-cola может отнести 7 миллионов фунтов стерлингов, истраченных на рекламную кампанию питьевой воды „Dassani“, в графу „невосполнимые убытки“. Требовательные европейцы от сомнительной воды отказались решительно.
Что пьют омичи
Скандал с Coca-cola для жителей туманного Альбиона стал сигналом, после которого они сделали соответствующие выводы. В обществе традиционно высокий культуры потребления от воды с плохой репутацией просто отказались. По принципу „Сомневаешься — не пей!“. А что в России? В России талые воды устремляются через водозаборные коллекторы и очистные сооружения, а часто и минуя их, прямо в наши дома и квартиры. В результате в воде оказывается много примесей: различные химические соединения, соли тяжелых металлов и прочие элементы таблицы Менделеева. Решает проблему хлорирование и кипячение, но только отчасти. И вот здесь перед потребителем возникает проблема: пить или не пить? Тем более что сегодня питьевую воду можно приобрести и в магазине. Ассортимент ее на рынке пищевых товаров необычайно широк.
По каким критериям необходимо выбирать питьевую воду? Специалисты советуют обращать внимание на способ ее приготовления. Тем более что технологий изготовления сегодня много. Большая часть — американская. Во время проведения операции » Буря в пустыне" им нужно было решить проблему питьевой воды для своих солдат. Они брали любую водосодержащую жидкость, подвергали сначала дистилляции, а затем искусственной минерализации. Тем самым придавали модифицированной воде соответствующие органолептические свойства. Попросту говоря, вкус и запах. Так была решена проблема жажды.
Эта заокеанская практика имеет ряд синонимов: «обратный осмос», «глубокая очистка», «молекулярная фильтрация», которые обозначают, что вода была подвергнута неким воздействиям, искусственно минерализована и перестала быть «естественной», став водой «искусственной» (модифицированной). Технология модификации воды получила широкое распространение, ничуть не меньшее, чем производство продуктов питания на основе генной инженерии. А вот в полезности или хотя бы безвредности такой «воды глубокой очистки» у наших российских специалистов возникают серьезные сомнения.
По словам ведущего специалиста научно-производственного центра «Баромембранные технологии» из города Владимира Людмилы ЕРОХИНОЙ, системы «обратного осмоса» не рекомендуется применять для производства питьевой воды как минимум по двум причинам. Во-первых, дистилляция, лежащая в основе этой технологии, разрушает естественный химический состав воды, делая ее эрзацпродуктом. Во-вторых, искусственная минерализация (растворение в ней минеральных солей калия, натрия и фтора) способствует, особенно при длительном хранении, образованию химических соединений, которые отрицательно воздействую на человеческий организм. Главное качество любого продукта — это его биологическая совместимость с потребителем, его естественность.
Пусть вода будет природной
Природную питьевую воду, не подвергнутую модификации и искусственной минерализации, чаще всего принято называть «естественной водой». Такая вода считается особенно полезной, потому что она добывается из подземного источника и не подвергается травмирующим процедурам «глубокой очистки», «молекулярной фильтрации», «обратного осмоса». Естественность. Именно это качество как определяющее при выборе питьевой воды назвали омские предприниматели.
— Главное для нас, чтобы вода была естественной и вкусной, чтобы это была наша, омская вода, — считает директор фирмы «Полет — Фрис» Елена СТРЮКОВА. — Только такую воду мы покупаем для сотрудников нашей организации.
— Важно, чтобы вода была природной, и чтобы добыта была на территории Омского региона, чтобы это была наша вода, добытая омскими производителями, — соглашается и заместитель генерального директора ООО " ПСК Омск-Дизель" Алексей КАПУСТЯН.
Наша вода — ключевой термин, во многом определяющий полезные характеристики питьевой воды. И дело здесь не только в патриотизме. Как известно, ни один пищевой продукт не в состоянии долго сохранять свойства без консервации. Еще один аргумент в пользу омской воды от главного диетолога Омской области Василия ГОНДАРЮКА:
— Вода, добытая у нас, в нашем регионе, испытала те же воздействия, что и мы. Даже если потребитель не изучал подробно биохимические и биомагнитные воздействия, то все равно каждому понятно, что мы живем одной жизнью с природой и только совместно с ней можем решить свои проблемы.
Другими словами, питьевая вода из других регионов вступает в биологический конфликт с нашим, омским, организмом. Полезные качества передать человеческим клеткам она не сможет. Тем более если эта вода модифицированная — подвергнутая искусственной минерализации.
Весомый аргумент в пользу местной воды — экономический. Омская питьевая вода — минимум на 30-35 процентов дешевле. Иногородним бизнесменам необходимо оправдать транспортные и рекламные расходы.
Пить надо с умом
Вспомним дотошных британцев и будем внимательнее читать надписи на этикетках и расспрашивать производителей воды. Тем более что заморским технологиям изготовления питьевой воды, таким, как «обратный осмос», молекулярная или глубокая очистка, есть альтернатива.
Нашими отечественными учеными разработан метод нанофильтрационной очистки природной воды. За основу данного метода взят принцип работы человеческого организма, что позволяет очистить воду от механических и прочих примесей, но при этом сохранить ее природную структуру, а значит, полезность. По мнению древних, человек — это то, что он ест. От себя добавим: и пьет!
Сергей АРСЕНТЬЕВ