Все рубрики
В Омске четверг, 30 Мая
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 89,2589    € 96,8910

Супермаркеты объявили войну оптовкам

31 мая 2004 13:13
0
1388

В качестве предисловия

В 2002 году «КВ» делали обзор омских продовольственных розничных сетей. Предваряя анализ сегодняшней ситуации на рынке, можно с уверенностью сказать, что 2001-2002 годы стали годами расцвета сетевой торговли. Практически все те сети, которые присутствуют сегодня на омском розничном рынке, появились два-три года назад. Сеть универсамов «Экономный», «Наш магазин», «Славянский», «Десятка» — все они присутствуют на рынке и сейчас, но только в большем количестве, нежели два года назад. И, как заметил заместитель директора департамента городской экономической политики Юрий ЧАЩИН, развитие омского ритейла было вполне закономерным и прогнозируемым. На увеличение, в частности, магазинных форм торговли нацелена городская программа развития торговли и общественного питания.

Кроме того, что произошел количественный рост местных сетей, на рынке стали появляться новые сети. Одни, например, вырастают из одиночных магазинов — «Омич и К». Другие — из сети фирменной торговли. Если вспомнить то, о чем писали «КВ» два года назад, то наши эксперты еще тогда говорили о том, что с развитием именно розничных магазинов самообслуживания фирменная торговля, не говоря уже о рыночной, может снизойти на нет. По сути, многие фирменные магазины являются точками сбыта компаний-производителей. В связи с этим наши эксперты говорили о том, что компаниям-производителям, имеющим свою фирменную торговлю, в конечном итоге все равно придется либо самим менять формат магазинов, либо вливаться в какую-нибудь другую сеть.

Когда мы говорили смене форматов, имеется в виду сеть фирменных магазинов, принадлежащих компании «Осквинпром», которая сегодня преобразуется в сеть супермаркетов «Астор». Надо заметить, что свое отношение к сети «Астор» в Омсквинпроме стараются не афишировать, предпочитая скромно называть себя одним из инвесторов. Если же говорить о хождении фирменной торговли в какую-либо сеть, то и в данном случае в Омске есть о чем поговорить, пусть и на уровне предположений.

Опять-таки в качестве предисловия хотелось бы отметить еще одну наметившуюся еще два-три года тенденцию развития ритейла, характерную как для Омска, так и для страны в целом — экспансию крупных транснациональных сетей в регионы. Два года назад о нашествии иногородних сетей в наш город только поговаривали, и предполагаемые методы борьбы с «пришельцами» витали только в умах. Не так давно в Омск прорвалась первая ласточка — питерская «Пятерочка». Можно предположить, что это только начало. Несмотря на короткий срок пребывания иногородней сети на омской земле, есть все основания предполагать, что наша розница без боя не сдастся. Впрочем обо всем по порядку.

Кто есть кто

Без лишних слов приступим к рассказу о тех сетях, которые присутствуют на рынке.

Сеть магазинов «Десятка». Годовой оборот сети в 2003 году составил около 100 млн рублей. Два года назад сеть состояла из двух магазинов. Сегодня она объединяет пять магазинов, расположенных по следующим адресам:

пр.Менделеева, 39
ул.Бархатовой, 2
ул.21 Амурская, 6г
ул.Труда, 21
пр.Маркса, 22а

Изначально сеть «Десятка» задумывалась как сеть магазинов-дискаунтеров. Надо заметить, что владельцы сети остались верны своей идее и до сих пор все магазины этой сети работают в формате экономмаркетов. Как стало ясно из короткого разговора с генеральным директором ЗАО «Дирекция торговой сети» («Десятка» — ред.) Андреем КОРНЕВЫМ, в планах компании реорганизация. Сделав запрос в компанию, корреспондент «КВ» получила ответ от Андрея КОРНЕВА, в котором он пояснил, что имел в виду под реорганизацией: дальнейшее расширение сети. Кроме того, он опроверг информацию, которая была получена от одного из местных владельцев сети, о том, что дирекция сети «Десятка» предлагает сегодня свой бизнес на продажу: «В ближайшее время наша компания не будет рассматривать предложения по продаже бизнеса», — констатировал руководитель сети «Десятка».

Сеть магазинов «Экономный» и «Омич и К» (магазины премиум-класса). Владельцы сетей холдинг «Бакалея сервис», который более порядка 30 магазинов в городе и области. Однако не все магазины, принадлежащие «Бакалее сервису», объединены в сеть «Экономный». В формате экономмаркетов в Омске работает пять магазинов, которые расположены по следующим адресам:
«Экономный»
пр. Мира, 96
ул.Кирова, 72
ул.Куйбышева, 132
ул.Д. Бедного, 69
бульв. Зеленый, 8

«Омич и К»
пр.Мира,56
бульв. Архитекторов,5

До конца 2004 года, как сказал управляющий розничной сети компании «Бакалея сервис» Михаил ЩЕРБАКОВ, сеть «Экономный» пополнится еще 2-3 магазинами. Не исключено, что в формат экономмаркета будет переведен магазин «Детское питание». Площадь имеющихся у «Бакалеи сервиса» магазинов будет увеличиваться за счет дополнительных пристроек. Говоря о перспективах развития сети в дальнейшем, управляющий сетью отметил, что общая наметившаяся тенденция — строительство крупных торговых центров. Если проанализировать нынешнее состояние сети и сравнить с тем, что стояло в планах компании по ее расширению, то не все задуманное удалось воплотить. К примеру, если летом 2002 года сеть «Экономный» состояла из трех магазинов, то ее владельцы планировали до конца того же года дорастить ее до десяти магазинов. Цифры говорят сами за себя.

Сеть «Наш магазин». За два года сеть выросла с четырех магазинов до восьми, которые расположены по следующим адресам:

ул.Заозерная, 26
ул.Кирова, 12
бульв. Архитекторов, 5
ул.70 лет Октября, 20
ул.Масленникова, 19
бульв. Зеленый, 19
ул.50 лет Профсоюзов, 190а
ул.Рождественского, 6

К концу лета в сети появится еще один магазин — на Казачьем рынке (см. фото), который станет самым большим магазином этой сети. Он расположится на площади 2 тысячи квадратных метров. Осенью этого же года откроется еще один магазин. Всего до конца нынешнего года сеть, по словам ее владельцев, будет состоять из 13 магазинов. Таким образом, «Наш магазин» может стать крупнейшей местной сетью. Как говорит директор сети «Наш магазин» Дмитрий ШАДРИН, их магазины рассчитаны нас средний класс (что-то среднее между экономмаркетами и магазинами премиум-класса).

Пока все магазины сети именуются гастрономами. Так они стали называться не случайно. Еще два года назад слово «супермаркет» ассоциировалось с недоступными ценами. Поэтому в целях привлечения покупателей владельцы сети на этапе ее формирования приняли решение называть магазины «по-советски». Сейчас, уверен Дмитрий ШАДРИН, отпала необходимость убеждать людей в том, что продукты надо и можно покупать именно в супермаркетах. Процесс привыкания для потенциальных потребителей прошел. В связи с этим принято решение переименовать гастрономы «Наш магазин» в супермаркеты, что более соответствует их внутреннему наполнению.

В числе наиболее динамично развивающихся сетей сегодня сами участники рынка называют вновь зарождающуюся сеть магазинов, принадлежащих компании «Омсквинпром».

На протяжении нескольких лет компания находилась в поиске имени для своих магазинов, поэтому все ее торговые точки не воспринимались покупателями как торговая сеть. В основном шла речь о фирменных магазинах Омсквинпрома. Сегодня ситуация изменилась. Самое главное, что наконец-то у магазинов появилось имя. Первый магазин из тех, что принадлежат Омсквинпрому, под новой ТМ «Астор» (А — первая буква алфавита, store (англ.) — магазин) открылся в начале мая. В планах компании, которая предпочитает называть себя одним из инвесторов сети, переименовать и остальные магазины в «Астор». Таким образом, после переименования сеть «Астор» будет состоять из четырех магазинов, которые расположены по следующим адресам:

ул.Ленина, 30
Кр. путь, 63
ул.Блюхера, 22
ул.Кирова, 7

Четыре магазина не предел. В течение лета планируется открыть «Астор» на улице Маяковского, 48 и на улице Лукашевича (новое строительство, напротив автовокзала). Как сказал директор розничной сети «Астор» Сергей МАРКОВИН, до октября 2004 года сеть, по плану инвесторов, должна состоять из семи магазинов. «К концу года сеть „Астор“ будет окончательно спозиционирована и займет свое место на рынке», — заверил директор сети.

Есть все основания предполагать, что владельцам сети удастся достаточно быстрыми темпами завоевать приличную долю рынка. Как стало известно корреспонденту «КВ», достаточно активно помогает процессу становления сети консультант из Санкт-Петербурга. Говорят, именно этот человек в свое время принимал участие в «раскрутке» сети «Пятерочка», о которой речь пойдет ниже.

Что касается далеко идущих планов «одного из инвесторов» сети «Астор», то компания намерена заняться строительством торгового центра на пересечении улиц Красный путь — Березовая (остановка транспорта «Старозагородная роща»). Как рассказал Сергей МАРКОВИН, в ТЦ будет три зоны: продовольственный ритейл (возможно, площади будут отданы под сеть «Астор»), развлекательная зона с размещением внутри нее мультиплекса. Первая и вторая зоны соединит фуд-корт. Как заметил представитель компании-инвестора, предпочтение при формировании фуд-корта будет отдано местным операторам рынка быстрого питания. Что касается третьей зоны, которая именуется как торговая галерея, то в ней, скорее всего, площади будут сданы в аренду московским компаниям, которые будут представлять раскрученные мировые брэнды.

Еще одна омская сеть — магазины под ТМ «Славянский». Сегодня эта сеть состоит из четырех магазинов:

пр. Ммра, 48
ул.Гусарова, 43
ул.Герцена, 42
ул.Маяковского, 48

Владельцами сети являются Олег УСАЧЕВ и Михаил АНДРЕЕВ, который также возглавляет фирму «Новая транспортная компания». Кроме сети «Славянский» этим же людям принадлежит сеть фирменных магазинов элитных напитков — «Наполеон» (пр.Маркса, 12) и «Марго» (ул.Герцена, 49). Как заверили в компании, в ближайшее время в планах не стоит расширение сети «Славянский», а также не ведется речь о продаже бизнеса.

Другие участники рынка дают сети «Славянский» не очень высокие оценки. В частности, один из сетевиков, пожелавший остаться неизвестным, говорит о том, что сеть плохо рассчитывается с поставщиками. Это якобы неоднократно становилось причиной того, что некоторые из них просто-напросто отказывались с ней сотрудничать. Как одну из причин неудач сети представители розницы видят в плохом управлении.

Да здравствует конкуренция!

Два года назад главным конкурентом вновь зарождающихся сетей были рынки и оптовка. Сегодня Дмитрий ШАДРИН, который в 2002 году предполагал, что реструктуризация спроса произойдет лет через пять, с уверенностью говорит: реструктуризация уже произошла. Как минимум, на 20% выросло число покупателей, перешедших на магазинные формы торговли. Кроме того, за последние два года изменилась структура товаров, реализуемых на рынках. Как уверяет г-н ШАДРИН, ассортимент той же оптовки два года назад и сегодня сильно отличается. Более того, обороты оптовых рынков падают, о чем свидетельствуют данные оптового звена сети «Наш магазин».

«Сегодня, — считает Дмитрий ШАДРИН, — можно говорить о минимальной конкуренции между сетевиками, которая в первую очередь настраивает на более четкую, слаженную работу всех звеньев сети». На вопрос, какие приемы применяют конкурирующие сети в борьбе за покупателя, Михаил ЩЕРБАКОВ, в частности, назвал более гибкий ценовой подход, а также работу с теми поставщиками, которые используют всевозможные маркетинговые программы.

К поставщикам у сетевиков дифференцированный подход. Для каждого производителя и поставщика — свой входной билет на полку. Место в магазине того или иного товара зависит от того, как поставщик договорится с продавцом, какие выгодные условия предложит. К примеру, как пояснил Дмитрий ШАДРИН, в России есть три основные компании — производители соков. Прежде чем соки попали на полки «Нашего магазина», прошел ряд встреч представителей компаний-производителей, которые поделили свою долю присутствия на магазинных полках. В итоге, к примеру, в «Нашем магазине» соки «Вимм-Билль-Данн» (ВБД) занимают 40% полок, отведенных для соков, 30% отошло компании «Лебедянь», остальные 30% были поделены между другими производителями.

Завоевание рынка пока откладывается

В 2002 году в Омске была учреждена фирма «Омский торговый альянс», которую тогда возглавил Алексей ВОРОНОВ, известный по своей работе сначала непосредственно в ОАО «Сибнефть», а потом — в «Омском беконе». Летом 2002 года он достаточно подробно рассказал корреспонденту «КВ» о планах компании по завоеванию омского рынка розничной торговли.

В частности, на момент подготовки прошлого обзора рынка ритейла, как следовало из слов Алексея ВОРОНОВА, «Омский торговый альянс» имел 18 защищенных проектов розничных магазинов на территории города. Предполагалось, что три магазина компании будут площадью 3 тысячи квадратных метров. Поскольку помещений такой площади, пригодных для размещения супермаркета, в Омске на тот момент точно не было, их собирались построить. Площадки для этих целей якобы уже имелись.

Остальные 15 магазинов должны были быть площадью тысяча квадратных метров. Пять «тысячников» компания намерена была, опять-таки, построить, оставшиеся планировалось разместить на уже имеющихся площадях. Не исключалась возможность перепрофилирования трех фирменных магазинов «Омского бекона» (столько подходило по площади) в современные супермаркеты.

Что оказалось на деле? Спустя два года у компании один супермаркет «Караван», расположенный на улице 10 Октября, и один «Гастроном-эконом» в городке Нефтяников. Напомним, что в свое время сеть «Караван» принадлежала нижегородской компании «Альянс». В 2002 году ее купила (вместе с «Караваном» и сетью дискаунтеров «Пятачок») аффилированная с Сибнефтью «Планета Менеджмент Сервис». Цель покупки — создание транснациональной розничной сети «Эконом» (можно предположить, «Гастроном-Эконом» из этой сети).

Считалось, что «Омский торговый альянс», имея мощную финансовую поддержку, сумеет быстро воплотить свои планы, но что-то не срослось. В компании по этому поводу никаких комментариев не дают, о перспективах развития тоже умалчивают. Как стало известно от источника в компании, где-то через полгода можно будет о чем-то говорить, а сейчас, мол, идет процесс преобразований (затянувшийся — ред.).

В какой-то степени помогли развеять туман вокруг «Омского торгового альянса» другие участники рынка. По той информации, которую они предоставили, сегодня решается вопрос о покупке управляющей компанией Сибнефти Millhous Capital UK Ltd (Великобритания) сети фирменных магазинов «Омский бекон» с последующим преобразованием их в сеть супермаркетов. «КВ» обратились в пресс-службу компании «Омский бекон» с просьбой прокомментировать эту информацию, опровергнуть или подтвердить, но там по этому поводу никаких пояснений не дали.

Если все-таки эта информация подтвердится, то сеть, принадлежащая «Омскому торговому альянсу», может стать серьезным конкурентом омским ритейлерам (фирменная сеть «Омский бекон» в Омске состоит из 12 магазинов, один — в Тобольске).

Борьба за место на рынке

21 мая в Омске на Иртышской набережной, на месте комплекса «Парус» открылся второй магазин сети «Пятерочка». Напомним, что первый был открыт в апреле этого же года (на первом этаже Дома быта «Тополиный»). ООО «Пятый Бастион» — компания, специально созданная под этот проект, является владельцем концессии питерской «Пятерочки». Одним из совладельцев «Пятого Бастиона» является Юрий ТАТАРСКИЙ — собственник ЗАО «Соло-групп», в которое входит сеть ресторанов (раньше владельцем этого бизнеса был Александр ДУБИНИН, подробности см. в этом номере «КВ»). Управляющий сетью «Пятерочка», который одновременно является вторым совладельцем «Пятого Бастиона», — Андрей ГОЛОВАСТИКОВ.

Планы компании в отношении Омска — обширны (подробности см. в номере от 7 апреля 2004 года). Реакция местных ритейлеров по отношению к «питерцам» — негативная. Уступать «Пятерочке», владельцы которой, заходя на рынок, якобы обидели местных операторов рынка, омичи не собираются. Доподлинно известно, что в городе даже создано некое содружество, в которое вошли представители крупнейших представителей местной розницы. Цель его создания — не допустить осуществления планов «Пятерочки». Как бы там ни было, появление на рынке сетей разного формата и зарождающаяся между ними конкуренция потребителям только на руку. Кстати, как заметили представители «Пятерочки», торговые точки, расположенные возле первой «Пятерочки» на улице Ватутина, уже начали политику, направленную на снижение цен.

Юрий ЧАЩИН, заместитель директора департамента городской экономической
политики:

«Динамичное развитие местных сетей — попытка противостоять экспансии иногородних ритейлеров»

— По законам рынка мелкие и средние представители розницы должны уйти с рынка либо поглотиться более крупным и более активно развивающимся сетям. Последние укрупняются и развиваются как территориально, так и внутриструктурно. В этом отношении им легче работать с поставщиками. Многие совмещают оптовое звено с розницей, некоторые опт-производство-розницу. Они имеют экономические и конкурентные преимущества. Такова тенденция не только общероссийская, но и общемировая. Магазины, работающие в обыкновенном формате, магазины, расположенные не на проездных магистралях, будут замещены сетями. Одиночные магазины выживут. Те, которые расположены в местах, где уже исторически сконцентрирован большой поток людей, и имеется большая площадь. Для нашего города типичный пример — Торговый центр «Омский».

Вхождение на рынок «Пятерочки» создало определенные угрозы для существующих сетей. Люди реально понимают, что эта сеть, имеющая достаточно большой потенциал и серьезные дисконты у общероссийских поставщиков, может на отдельные позиции опускать цены до такого уровня, который местные сетевики себе позволить не могут. Динамичное развитие местных сетей — попытка противостоять экспансии, которая в последнее время активизировалась. К примеру, сейчас ведутся переговоры о покупке бизнеса супермаркета «Айсберг». Предполагаемый приобретатель бизнеса — сеть «Наш магазин», которая обладает достаточно мощным оптовым звеном и развитой розничной сетью. Сегодня ведутся переговоры, и, возможно, скоро будет принято решение о его продаже.

Процесс поглощения единичных магазинов местными операторами рынка будет ускоряться, поскольку интерес иногородних операторов к нашему региону, как бы там ни было, присутствует. Цель местных участников рынка — быстрее подтянуть к себе все то, что может заинтересовать иногородних ритейлеров, которые заинтересованы в проникновении в наш регион. Например, омский рынок рассматривается московской сетью «Перекресток» (создана при участии консорциума 2Альфа-групп", торговый оборот в 2002 году составлял 320 млн долларов — ред.). Нас с интересом рассматривают наши восточные соседи — сеть «Holiday» (Новосибирск).

С точки зрения муниципалитета, возросшая конкуренция среди участников розничного продовольственного рынка для потребителей — положительный момент. Товар становится доступней. Предприниматели проводят более тщательно маркетинговые исследования, опускается ценовой барьер, совершенствуются услуги. Думаю, что в течение этого и следующего года развитие магазинных форм торговли, а именно сетевой, усилится. Это процесс — прогнозируемый.


 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.