В случае невозможности
Началось собрание с заявления председателя совета директоров (он же — директор омского филиала Ингосстраха) Анатолия СКОСЫРЕВА о том, что на настоящий момент около 70% акций авиакомпании сконцентрированы в руках руководителя туристической фирмы «Летур» Левана ТУРМАНИДЗЕ. Вторым ключевым моментом собрания сталипредложения по изменению устава общества. Среди прочих там числился пункт о праве совета директоров избрать временный единоличный орган «в случае невозможности исполнения генеральным директором своих обязанностей». За этот пункт проголосовало 66,3 тысячи голосов, против — около 17 тысяч, большая часть которых, по-видимому, принадлежала Евгению РОМАНЮКУ и его сыну, коммерческому директору Омскавиа. Таким образом, расклад сил стал понятен уже после первого вопроса повестки дня.
Опять убытки
Отчет о деятельности авиакомпании за прошедший год сделала главный бухгалтер Наталья ЗАЙЦЕВА. По ее словам, несмотря на то, что в 2003-м перевезено на 0,7% меньше пассажиров и на 14,3 меньше грузов, чем в 2002-м году, в целом Омскавиа сработала лучше, так как получен балансовый убыток всего 6 млн рублей в отличие от убыточных 31,4 млн 2002 года. В целом меньше стала выручка предприятия, но уменьшились и расходы. Удалось сэкономить 95,7 млн рублей за счет отказа от 246 убыточных рейсов. В прежние годы убытки на внутренних рейсах удавалось перекрывать поступлениями из Ирана, где были сданы в аренду шесть омских самолетов. В 2003 году иранцы отказались от трех самолетов, и выручка уменьшилась до 215,7 млн рублей (на 80,9 млн меньше, чем в 2002 году).
Основные проблемы авиапредприятия, по мнению главбуха, невысокая загрузка на рейсах, рост цен на топливо и запчасти, недостаток оборотных средств. А в результате — высокая закредитованность. Только в 2003 году по процентам за кредиты пришлось выплатить 51 млн рублей. Большая часть этих миллионов досталась Омскпромстройбанку.
СТЕПАНОВ спрашивает
— Я разочарован результатами 2003 года, — заявил в прениях член совета директоров Омскавиа, президент Омскпромстройбанка Валерий СТЕПАНОВ. — По всем основным показателям общество сработало хуже, чем в 2002 году. Доходы уменьшились на 20%, а вознаграждение членам совета директоров увеличилось: в 2002 году семеро членов совета директоров получили в целом 170 тысяч рублей, в 2003-м — уже 310 тысяч. За что?
Далее Валерий СТЕПАНОВ сообщил, что был избран в совет директоров в сентябре 2003 года и с тех пор ни разу не был приглашен на его заседания,как, впрочем, и другой член совета директоров — министр промышленности, транспорта и связи Александр ЛУППОВ, с которым, по словам президента ОПСБ, он наканунеобсудил ситуацию в авиакомпании.
— При том, что выручка Омскавиа за 2003 год составила 560 млн рублей, Омскпромстройбанку ОАО сегодня должно 275 миллионов. Полгода надо ничего не делать, никому больше не платить, а только возвращать долги. У руководства компании есть намерение рассчитаться за счет продажи трех самолетов. Странный способ хозяйствования: гасить долги, продавая имущество. Странно. Продаем сами себя. Обычно, когда резко падают доходы и продается имущество, речь идет о свертывании бизнеса и о банкротстве. Говорят, что продавать технику надо, потому что работы для нее нет. Но я спрашиваю: как же так, у того, кто покупает, работа находится для этих машин, а у вас — нет.Банк серьезно встревожен итогами работы компании, и, если реальной программы вывода ее из кризиса не будет, банк предъявит весь долг к взысканию.
Намеки
Слова о возможном взыскании задолженности были, похоже, адресованы Евгению РОМАНЮКУ. Его не утвердили в должности генерального директора. Точно так же, как до этого не были утверждены отчет совета директоров, состав ревизионной комиссии и аудитор. Понятно, что такая отставка и смена руководства чреваты противодействием менеджмента компании, которое необходимо было нейтрализовать. Для этого Леван ТУРМАНИДЗЕ и привлек крупнейшего кредитора Омскавиа — ОПСБ, кровно заинтересованного в том, чтобы деятельность авиакомпании не прерывалась. Ведь в случае заминки могут возникнуть проблемы с выплатой процентов, да и с самим очень даже немалым долгом, так как возможная в таком случае продажа заложенного имущества — дело очень непростое. Счет Омскавиа открыт в Омскпромстройбанке, что позволяет вязть под контроль все движения с деньгами.
Евгению РОМАНЮКУ были адресованы, надо полагать, и намеки Валерия СТЕПАНОВА то, что убыточные по балансовым отчетам рейсы Омскавиа в Германию — это абсурд. «Такого просо не может быть!» Впрочем далее эту тему президент банка не развивал. Экс-гендиректор компании, в свою очередь, сигналы понял и отказался комментировать свою отставку: у предприятия, дескать, появился новый хозяин, он и принимает решения в соответствии со своими соображениями. Тем более что собственных акций у него хватило, чтобы остаться в совете директоров.
Временный совет директоров
Леван ТУРМАНИДЗЕ на собрании присутствовал, но не сказал ни слова. Как удалось выяснить, будучи де-факто владельцем 70% акционерного общества, де-юре сделки на момент составления списка акционеров, имеющих право на участие в собрании, еще не были зарегистрированы. Так что голосовали акциями еще их прежние владельцы. Валерий СТЕПАНОВ публично признал, что банк продал свой пакет акций Омскавиа. Другие экс-владельцы промолчали о продаже. Но элементарный расчет показывает, что с бумагами должны были расстаться либо Евгений РОМАНЮК с сыном (у них около 17 тысяч голосов), либо аффилированные друг с другом Андрей САБИТОВ (ЗАО «Омскавиатур») и Анатолий СКОСЫРЕВ (омский филиал Ингосстраха), у которых около 28 тысяч голосов — почти блокирующий пакет. Судя по результатам голосования, со своими акциями расстались двое последних. Добровольно или по принуждению — неизвестно. Оба категорически отказались что-либо говорить по этому поводу. Однако остались в составе вновь избранного совета директоров, который на первом своем заседании утвердил председателем совета Валерия СТЕПАНОВА, а исполняющим обязанности генерального директора Левана ТУРМАНИДЗЕ.Последний же сообщил «КВ», что на ближайшем внеочередном собрании акционеров совет директоров обновится.