Тенденции и перспективы
Процессы, протекающие сегодня в аптечном бизнесе, схожи с теми, что происходят в ритейле (хотя это два совершенно разных вида бизнеса, которые сравнивать нельзя). Главная тенденция, наметившаяся в последние два-три года, — объединение в сети (по данным Центра маркетинговых исследований «Фармэксперт», более 40% аптечных учреждений входят в сетевые холдинги — ред.) и переход к более крупным аптечным форматам (от аптечных киосков к drugstore — аптечным супермаркетам).
Так же как и в ритейле, сегодня активизировалась деятельность крупных транснациональных компаний по продвижению в регионы. А таких сегодня на российском рынке появилось много (к примеру, московские сети «36,6», «Чудо-доктор», созданная не без вмешательства Millhouse Capital, «Ригла», принадлежащая крупнейшей компании-дистрибьютеру «Протек», и ряд других), и все они, заработав в прошлом году на продаже лекарств млрд, имеют собственные планы по расширению.
К примеру, в прошлом году на наш рынок пыталась прорваться сеть «Чудо-доктор». Пока самое большее, что удалось москвичам это заключить договор с государственной аптекой, согласно которому аптека №2 стала носительницей раскрученного брэнда. В середине июля 2004 года срок действия договора истекает. Как сказала заведующая аптекой № 2 Людмила (?), пока не известно, будет ли продлен договор, или нет. «Я с этим вопросом еще не обращалась к Николаю Викторовичу (начальник ГУ по фармацевтической деятельности и производству лекарств Николай ЮРГЕЛЬ — ред.), Непосредственно в управлении по этому поводу также ничего не пояснили. Так что сегодня еще не ясно, можно ли будет в дальнейшем говорить о присутствии на омском рынке „Чудо-доктора“.
Зато очевидно желание другой транснациональной компании, Natur Produkt, занять достаточно сильные позиции на омском аптечном рынке. Последнее приобретение питерской компании (40% капитала входящей в холдинг компании принадлежит инвестиционным фондам ЕБРР, находящимся под управлением Quadriga и Russia Partners — ред.) омского аптечного холдинга „Мадлена“, учредителем которого являлась Ольга ШАКИРЗЯНОВА, укрепило позиции питерцев на омском рынке. Во всяком случае, по количеству аптек Natur Produkt сегодня является самой масштабной сетью в Омске и насчитывает (?) аптек (к уже имеющимся аптечным пунктам компании добавились (?) аптек и (?) аптечных пунктов „Мадлены“).
Для некоторых участников рынка эта сделка показалась несколько странной. „Если задача Natur Produkt — создание глобальной структуры с целью ее дальнейшей перепродажи, то тогда все становится на свои места, — говорит генеральный директор ТМК “Фармэкс» Елена БОГДАШИНА. — А если преследуется цель завоевания рынка, то мне их понять трудно. Насколько известно, финансовое состояние сети «Мадлена» было не самым лучшим".
По мнению директора по маркетингу сети «Медикея» Сергея МИЛЮТИНА прихода московских аптечных сетей в Омск надо ожидать года через два-три. Сегодня, с одной стороны, участники рынка говорят о том, что у омичей очень низкий платежеспособный спрос, и, как следствие, наш рынок для крупных сетевых холдингов не интересен. С другой, как заметила Елена БОГДАШИНА, аптечный рынок очень конкурентный и нерентабельный. Об этом свидетельствуют данные, обнародованные той же сетью «36,6» (российский лидер по объемам продаж — $ 75 млн), о своих убытках, которые в прошлом году были зафиксированы в размере $ 1 млн.
Государственные аптечные сети
По масштабу сегодня государственная аптечная розничная сеть в Омске (в том числе аптечные пункты при муниципальных и ведомственных лечебных учреждениях) превышает количество аптечных учреждения негосударственных форм собственности. Например, государственных аптек, по данным на 1 февраля 2004 года ГУ по фармацевтической деятельности и производству лекарств, в городе больше 180, частных — 132. Тогда как аптечных киосков и пунктов (в отличие от аптек и аптечных магазинов они меньше по площади) частных, наоборот, больше: на примерно 500 частных приходится чуть более 200 государственных.
Учредителем большинства государственных аптек (не считая аптек в муниципальных и ведомственных лечебных учреждениях) является ГУ по фармацевтической деятельности и производству лекарств Омской области. Сегодня у него 107 аптек, 194 аптечных пункта, 20 киосков. Назвать эти аптеки в чистом виде сетью нельзя. Каждая аптека — отдельное юридическое лицо. Ни о каких централизованных поставках речи в данном случае не идет. Успех работы той или иной аптеки зависит от руководящего состава, так называемого менеджмента.
К примеру, в Санкт-Петербурге система государственных аптек была реорганизована. В результате преобразования все госаптеки были объединены в четыре сетевых ГУПа по 35-40 аптек, получив, таким образом, все преимущества сетевой торговли: централизованную закупку медикаментов, сокращение издержек за счет введения гибкой модели управления, введение единой информационной базы данных и прочие.
В Омске в качестве примера объединения разрозненных государственных аптек в сеть можно привести аптечную сеть ГООРПП «Фармация» (монополист по поставке в регион наркотических и психотропных препаратов), в которую сегодня входит 15 аптек.
Сеть ГООРПП «Фармация». Руководитель — Татьяна ИВАШКИНА.
Ул. 26 Северная, 19
Ул. Труда, 21
Ул. Краснознаменная, 22
Ул. Косарева, 34
Ул. 21-я Амурская, 52
Ул. П. Осьминина, 1
Ул. 4-я Челюскинцев, 97
Ул. Бородина, 45
Пр. Менделеева, 24б
Ул. Белозерова, 3
Ул. Волгоградская, 12а
Ул. Добровольского, 4
Ул. Блюхера, 22а
Ул. Степанца, 10, к. 2
Как сказала заместитель начальника управления ГУ по фармацевтической деятельности и производству лекарств Татьяна ЛИЗУНОВА, пока о реорганизации остальных государственных аптек речь не идет. Кроме того, сегодня не стоит вопрос об их приватизации.
Между тем, как показывает мировая практика, госсобственность в аптечном бизнесе неэффективна, поскольку в этом сегменте рынка требуется наиболее гибкое управление, направленное на привлечение инвестиций. Поэтому если какие аптеки из государственных и находятся в неплохом финансовом положении, так это за счет, как уже было сказано ранее, гибкости руководящего состава. Если же эти аптеки поставить в равные условия с частными (для сравнения, арендная плата для государственных аптек установлена на уровне минимальных ставок, а для частных — как для коммерческих предприятий), то далеко не все смогут выдержать конкуренцию со стороны частных. Впрочем, по мнению Татьяны ЛИЗУНОВОЙ, сохранять государственную сеть необходимо, поскольку именно эти аптечные учреждения выполняют социальные функции и обеспечивают население лекарствами по бесплатным рецептам.
Частные аптечные сети
Негосударственная аптечная сеть в городе, о чем уже было упомянуто, состоит из 132 аптек, 486 аптечных пунктов, 7 аптечных киосков, 8 аптечных магазинов. В фармуправлении главными участниками аптечного рынка назвали компании «Наследие», «Корона», «Аптекарский приказ», «Дельта», «Фармаком», «Медикея» и «Здрава», а также индивидуальных предпринимателей МУХЛЫНИНА, ЧЕРОТЧЕНКО. Среди частных аптек можно выделить аптеки, не объединенные в сеть, а также аптеки, созданные по сетевому принципу. Соотношение одиночных аптек (или не объединенных в сети) к сетевым (созданным по всем правилам сетевых структур) составляет в процентах примерно 92:8.
Аптечная сеть «Фармаком». Начала создаваться десять лет назад. Сегодня в нее входят 13 аптек и аптечных пунктов. Директор розничной сети Евгений ЗЕМЛЯНКИН. Генеральный директор компании «Фармаком», занимающейся оптовыми поставками лекарств, Владимир КОГАН.
Ул. Герцена, 17
Ул. Ипподромная, 14а
Ул. Нефтезаводская, 17
Ул. Кирова 10/2
Кр. путь, 127
Ост. «11-й микрорайон» (аптечный пункт)
Ост. «Торговый город» (аптечный пункт)
Пр. Мира, 29
Ул. Заозерная, 24
Ул. Орджоникидзе, 14
Ул. Перелета, 7 (в поликлинике ГБ)
Ул. 5 Армии, 2
Аптечная сеть «Здрава».
Пр. Мира, 60
Ул. 2-я Поселковая, 49
Ул. Березовая, 5
Ул. 10 лет Октября, 109
Ул. Заозерная, 13/1
Ул. Котельникова, 12
Пр. Маркса, 84
Ул. 24-я Северная, 168/2
Ул. 5-я линия 117а
Ул. Масленникова, 62
Ул. Ленина, 38
Пр. Маркса, 29
Ул. Молодогвардейская, 2
Ул. Мельничная, 70
Ул. 1-й Красной звезды, 27
Ул. Степанца, 9
Ул. 70 лет Октября, 16/1
Ул. Дианова, 16/2
Ул. 12 Декабря, 64
Ул. Конева, 28а
Ул. Перелета, 9
Владелец — Елена БОГДАШИНА (генеральный директор ТМК «Фармэкс»). Начала формироваться в 1996 году. Сегодня состоит из 24 полноформатных аптек (21 аптека в Омске, 3 — в Новосибирске). По данным Центра маркетинговых исследований «Фармэксперт», сеть входит в десятку крупнейших российских аптечных сетей. Торговый знак «Здрава» является официально зарегистрированной ТМ. В сети отлажены две схемы закупки лекарств: централизованная и самостоятельный закуп, который ведут непосредственно руководители аптек.
На вопрос, касающийся перспектив развития сети, Елена БОГДАШИНА сообщила, что в ближайшее время задач по расширению сети не стоит. Основные перемены, которые могут произойти в «Здраве», будут носить качественный характер. В частности, речь идет о совершенствовании профессионализма провизоров, получении ими дополнительных знаний в области общения с потребителями, об увеличении ассортимента, об усилении роли маркетинговых мероприятий, направленных на привлечение дополнительных клиентов.
Что касается перехода на новый формат работы (открытый доступ к лекарствам), то, по мнению Елены БОГДАШИНОЙ, свободный доступ к лекарствам — это формат, который с точки зрения экономики не самый эффективный. С одной стороны, работа в этом формате позволяет увеличивать товарооборот аптеки, с другой — требует больших капитальных вложений (оборудование для него стоит в пределах от до 100 тысяч) и, естественно, увеличение торговых площадей. Если учесть, что сегодня срок окупаемости вложений в аптечный бизнес — долгий, то вкладывание средств в «переформатирование» неэффективно. «Гораздо эффективнее вкладывать средства в те программы, которые позволят более грамотно выстраивать политику, направленную на усиление влияния сети на рынке», — считает Елена БОГДАШИНА.
Аптечная сеть «Медикея»
Ул. Химиков, 57
Ул. Октябрьская, 127
Ул. Ленина, 20
Ул. Труда, 32
Ул. 75 Гвардейской бригады, 16
Кр. путь, 8
Ул. Нефтезаводская, 31
Сетью владеет фармацевтическая компания «Медэкспорт». До 2004 года аптеки, принадлежащие компании, работали на рынке под ТМ «Здоровье». Сегодня семь из восьми аптек «Медкспорта» прошли процедуру ребрэндинга и называются «Медикея». Со сменой названия произошла и смена формата аптек компании. Сегодня это аптеки, работающие в формате, близкому к drugstore — аптечный магазин со свободным доступом лекарствам, с более широким ассортиментом парафармацевтических товаров (средства гигиены, лечебная косметика и тому подобное).
Как сообщил корреспонденту «КВ» Сергей МИЛЮТИН, владельцы сети сегодня готовы работать по франчайзинговой схеме. Стоимость франшизы определяется — 3,5-4% от стоимости вложений: переоборудование (стоимость соответствующего формату оборудования составляет сегодня порядка $ 50 тысяч), обеспечение необходимым товарным запасом, корпоративное снабжение, обучение персонала, расходы на маркетинговые мероприятия и прочие. Концессию «Медикеи» готов был купить бизнесмен, арендующий площади под размещение аптеки в Лукьяновке, но, по словам Сергея МИЛЮТИНА, сделка сорвалась: предприниматель испугался, что с принятием программы приватизации муниципального имущества он лишится арендуемых площадей.
Сеть «Аптечный мир» — должна появиться в Омске к сентябрю 2004 года. Об этом заявил корреспонденту «КВ» владелец девяти пока не объединенных в сеть аптечных розничных точек индивидуальный предприниматель Александр МУХЛЫНИН. Сегодня, по его словам, ведется работа по созданию сети и приведению в соответствие с новым отраслевым стандартом (ОСТ) тех аптечных пунктов, где согласно документу не хватает торговых площадей.
Пока аптеки Александра МУХЛЫНИНА работают под разными вывесками.
«Аптечный мир» — бульв. Архитекторов, 5
«Лис-Фарм» — ул. Фугенфирова, 7
«Все для мам и малышей» — ул. К. Либкнехта, 4
«Звездочка» — ул. 16-й Военный городок
Аптека «На Лицкевича» — ул. Нефтезаводская, 30
«Лакомка» — ул. 22 Апреля 20
Аптечный пункт — ул. Перелета, 2
Аптечный пункт — ул. Б. Хмельницкого, 134
Справка «КВ»
Общее количество аптек (без учета аптечных киосков и аптечных пунктов) — 325.
Из них государственных (в том числе расположенных в муниципальных лечебных учреждениях и принадлежащих ГООРП «Фармация») — 185, частных (разных форм собственности) — 107. Таким образом, государственная сеть — 57%, негосударственная — 43%. Сравните, в 2002 году это соотношение было 83: 17. О том, что за 2 последние года частный аптечный бизнес усилил свои позиции в регионе, также говорит прирост выручки от реализации двух крупнейших в регионе компаний-оптовиков «Фармэкс» и «Медэкспорт». К примеру, в 2001 году объем выручки «Фармэкса» составил 146 412 тысяч рублей, в 2002 — 173 834 тысяч. У «Медэкспорта» соответственно 53 924 и 96 378 тысяч рублей.
(Использованы данные информационно-аналитического сборника «Лидеры малого бизнеса Омской области, выпуск 3, 4, и данные ГУ по фармацевтической деятельности и производству лекарств Омской области).