Делить надо по справедливости
— При разделении полномочий между органами власти речь идет о двух принципиальных вопросах. Во-первых, полномочия должны быть разделены достаточно строго. Предстоит ликвидация чересполосицы, которая не упорядочена законами и нормативными актами. Реформа административной системы должна устранить существующие противоречия в правах и обязанностях разных уровней власти, установить жесткие границы взаимодействия властей и каждого уровня в частности.
Во-вторых, сама процедура разграничения не вызывает неприятия, но гарантии, что разные уровни власти будут автономны в рамках межбюджетных отношений, нет. Есть опасения, что наполняемость региональных и муниципальных бюджетов может оказаться недостаточной для реализации полномочий, которые направляются на места.
Омская область настолько готова к грядущим переменам, насколько 95-м законом будет определена передача полномочий. Но этот закон еще не принят ни в первом, ни во втором чтении, кроме него должен быть принят и ряд других законодательных актов. А без них просто невозможно сформировать версию федерального бюджета. Мы работаем над региональным бюджетом с учетом предстоящей реформы, исходим из представления, что соответствующие законы уже есть.
Федерально-региональные тернии
Из окончательной редакции закона о разделении полномочий не совсем понятны некоторые федеральные функции. К примеру, для чего Москве определять сроки начала охоты в Омской области. Неужели в Министерстве природных ресурсов больше любят омскую природу и лучше знают, как вывозить мусор в городах? То, что лучше видно и известно в регионе, должны решать не федеральные, а региональные и муниципальные структуры. Но это не те вопросы, которые могут помешать реализации реформы, необходимые изменения будут внесены по ходу дела.
Не думаю, что возможно противодействие со стороны местных территориальных федеральных структур. Еще не до конца сформирована идеология новых федеральных служб и агентств, но надо исходить из алгоритма, что федеральные органы на местах реализуют свою задачу. Предстоит изъятие ненужных полномочий у местных федеральных структур, которые по численности превосходят региональные органы управления.
Обилие властных структур только запутывает общество. Людей интересует решение насущных вопросов, когда течет крыша или разбиты дороги, а не разъяснения власти, чья это обязанность. Я не стал бы вторгаться в определение штатов местных федеральных структур — это не в моей компетенции. Мы нашли возможность сократить численность регионального аппарата на 500 человек и надеемся, что федеральные структуры тоже найдут такую возможность.
Предстоящее разграничение тревоги не вызывает, мы понимаем неотвратимость и необходимость четкого разграничения функций разных уровней власти, чтобы не было желания свернуть к унитарному государству и пренебречь федеральными программами. Перед правительством Омской области стоит первоочередная задача — адаптация региональных органов власти к работе в условиях административной реформы и разграничения полномочий.
Август — крайний срок принятия федеральных документов по вопросам разграничения, всего их нужно принять больше 150. Потом потребуется оперативно внести соответствующие изменения в региональные законы и положения, за этим, я думаю, дело не станет.
О коррупции и льготах
Уровень бюрократии и коррумпированности есть на каждом уровне власти, у кого-то больше, у кого-то меньше, трудно подсчитать. В Госдуме создана специальная комисия, где будет определяться взяткоемкость того или иного закона. На мой взгляд, такая постановка вопроса просто аморальна. Нужно начинать с серьезного кадрового подбора и повышения авторитета госслужащего, чтобы он был защищен социально и дорожил своей работой, тогда и коррупции станет меньше.
Замена льгот денежной компенсацией обсуждалась на последнем Госсовете. Если говорить о механизме, то такое возможно только при условии, что мы будем в состоянии выполнить те социальные гарантии, которые не отменены. Наибольшую тревогу для нашей территории, где на 100% выполняются обязательства по лекарственному обеспечению ветеранов, вызывает именно эта сфера.
В 2003 году на лекарственное обеспечение ветеранов из областного бюджета было выделено 180 млн рублей, в 2004-м заложено уже 280 млн. Важно, чтобы мы, сохраняя социальные гарантии, смогли компенсировать льготы деньгами равноценно. В чем-то будет выигрыш, потому что сейчас кто-то лишнее берет, а кто-то вообще не пользуется льготами.
Цена этого вопроса — 3,5 -4 тысячи рублей в месяц на человека, проблема в том, как их передать тем, кому положены льготы. Речи об отмене льготы на лекарственное обеспечение да и остальных мы вести не будем — не настолько велик прожиточный минимум населения Омской области.
О прочем важном — понемногу
В областном правительстве работает 1 500 человек. Привыкание к самостоятельности идет не так быстро, как хотелось бы. Самостоятельность — это прежде всего ответственность при принятии решений, не перекладывая на вышестоящего и не проявляя излишнюю осторожность. С этим пока в министерствах есть проблемы, но постепенно научатся.
К продаже Омскпромстройбанка отношусь совершенно спокойно, со мной консультировались по этому вопросу. В российской банковской системе процессы укрупнения и слияния банков как шли, так и будут идти — это естественный процесс, характерный для экономики всех стран. У Омскпромстройбанка, как бы он ни назывался, останутся клиенты и обязанность платить налоги в региональный бюджет. Продать действующий бизнес лучше, чем разориться.
Относительно мэрских выборов я не хотел бы заглядывать в будущее. Придет ли на это место новый мэр, или останется старый — это будет зависеть от воли избирателей. У действующей мэрской команды есть право защищать свои позиции, а у конкурентов — предлагать свои программы по решению городских проблем, но окончательное слово за всеми омичами.
Я испытал чувство гордости по поводу того, что прошла презентация полного собрания сочинений Ф.М.Достоевского в личной библиотеке Президента РФ. Это нечастый случай, когда издание, инициаторами которого выступили представители региональной культуры, удостоилось такой чести. Мы уже в реализации этого проекта остановиться не можем и растягивать его на годы — тоже. К концу 2005 года должны выйти в свет все 22 тома этого собрания сочинений, в том числе 90 печатных листов ранее не издававшихся произведений Достоевского.
Свой отпуск я никогда не планировал и практически не использовал, максимум, что позволял себе, — отдохнуть две недели в год. Наверное, неправильно изнурять себя работой, но так уж я привык.