Сибирско-Скандинавская компания была создана в 1997 году в Омске под проект по сборке автобусов марки Volvo. В планах владельцев компании было до конца 1997 года собрать 23 машины, в течение 1990-го — 150, а к 2000 году довести сборку до 350 машин в год. Однако с момента создания предприятия на нем было собрано около 40 автобусов, предназначенных для междугородних маршрутов. Volvo городской модели оказался неконкурентоспособен.
Вопрос о создании в Омске на базе Сибирско-Скандинавской компании совместного предприятия по сборке городских автобусов иной марки с начала 2004 года обсуждался, по словам Михаила ПТИЦИНА, трижды. За это время были рассмотрены различные варианты. В том числе речь шла о сборке польских автобусов марки Solaris (напомним, что в 2003 году даже шла речь о подписании контракта с этой фирмой), а также велись переговоры с Русавтопромом (ЛИАЗ), где, как заметил г-н ПТИЦИН, очень сложно выстраивать работу с руководством. Сегодня в качестве наиболее приемлемого варианта рассматривается вопрос о создании предприятия совместно с чешской компанией Karosa (входит в холдинг IRISBUS).
У Омска уже есть опыт работы с чешской компанией. Сегодня, по данным департамента транспорта, на городских маршрутах работает 183 автобуса марки Karosa. Для их приобретения муниципалитет брал кредиты в чешском отделении ING-банка, перед которым сегодня еще существует долг. Однако представителей фирмы Karex задолженность не пугает. Как сообщил генеральный директор фирмы Karex Ирже ФЕГУТ, сегодня долг муниципалитета выкуплен третьим лицом, называть которое он не стал. Эту информацию подтвердил директор департамента финансов и экономики администрации города Сергей ТОЛКАЧЕВ.
По словам Ирже ФЕГУТА, Volvo для Омска — пройденный этап. Поэтому он уверен в успехе совместного предприятия. Проекты по созданию СП наподобие того, что обсуждается в Омске, у компании уже были. В частности, Karosa планировала сборку своих автобусов в Елабуге, но кризис 1998 года помешал осуществлению этих планов.
Какая именно модель автобуса будет собираться в Омске, пока никто сказать не может. Чехи на проведенной в ходе визита презентации компании Karosa познакомили омичей с различными моделями автобусов. После того как определится, какая модель автобуса будет собираться в Омске, заметил Ирже ФЕГУТ, можно будет говорить о стоимости проекта. Сборка в Омске позволит удешевить машину. Экономия будет, в первую очередь, на таможенных пошлинах, а, кроме того, можно сэкономить на двигателе. Например, в Европе сегодня разрешено использование двигателей Евро-3. В России, по словам Михаила ПТИЦИНА, пока возможно использование двигателей Евро-2, которые дешевле.
Как заметил представитель одного из муниципальных автобусных парков, автобусы Karosa по сравнению с теми же «Мерседесами» менее качественны. На что сидящий в президиуме посол Чехии в России Ярослав БАШТА заметил, что по соотношению цена-качество Karosa мало найдется равных. Пока договор о создании СП не подписан. «КВ» будут следить за развитием событий.