По мнению городских чиновников, восстановить в Омске прежний объем производства товаров народного потребления не только можно, но и нужно. Большим спросом, как пояснил директор департамента городской экономической политики Виктор МАХНЕВ, пользуется сегодня всевозможный садовый инвентарь, замки, мясорубки, сепараторы, термосы, а также изделия из пластмассы. Все это и многое другое производилось на предприятиях города, а теперь практически исчезло с потребительского рынка. Мало того, в этом сегменте произошло сегодня полное замещение товарами иногородних производителей продукции местных предприятий.
По словам Виктора МАХНЕВА, всего два оптово-розничных торговых предприятия завезли в Омск за два последних месяца садово-огородный инвентарь на 6 млн рублей. Даже в объеме реализации садовой почвы и сапропеля омские производители занимают сегодня не более 1% рынка. Напомним, что добычей и переработкой сапропеля грозил в свое время заняться самый главный омский предприниматель — Александр ТРЕТЬЯКОВ, да так, похоже, и не добрался до этой золотоносной жилы.
По мнению мэра Омска Евгения БЕЛОВА, для увеличения производства товаров массового спроса необходимо как минимум проводить выставку «Омская марка» ежегодно, чтобы потребители знали о том, какая продукция производится в регионе. Результаты прошедшей выставки можно, конечно, оценивать по-разному. Тем не менее она показала, что в развитии местного производства сегодня заинтересованы почти все — и городские власти, и производители, и торговля. Не заинтересован на самом деле лишь массовый потребитель, для которого наиболее сильным мотивом покупки по-прежнему остается цена товара, а не географическое расположение его производителя.
Тем не менее интересные проекты есть. Любопытный, с точки зрения маркетинга, проект задумал известный предприниматель, а также президент Союза делового сотрудничества предприятий торговли Омска и Омской области Борис СВАТКОВ. По его словам, сегодня уже создана и работает инициативная группа, которая занимается вопросом открытия специализированного магазина «Омская марка». В этом магазине будут продаваться товары, которые производит легкая промышленность города.
Задача, по словам Бориса СВАТКОВА, непростая, поскольку сроки очень жесткие. Но если все получится, как запланировано, то в начале августа 2004 года магазин начнет работать, а в День города его уже смогут посетить первые покупатели. Уже найдено помещение площадью в 600 кв. метров на улице Ленина. Правда, там, как рассказал Борис СВАТКОВ, еще необходимо произвести подготовительные работы. В перспективных планах омских предпринимателей стоит создание торгового дома, который мог бы стать оптовым звеном между омскими производителями и потребителями из других регионов.
Однако оптимизм разделяют не все производители. Как считает генеральный директор ОАО «Гидропривод» Гарий РЕШЕТНИКОВ, омскому машиностроению не так-то просто увеличить производство товаров народного потребления. Всегда остается вопрос: что производить? По его мнению, предприятиям остро не хватает маркетинговой поддержки со стороны местной власти. Тот же департамент городской экономической политики мог бы выдавать качественные рекомендации местным производителям по емкости различных сегментов потребительского рынка.
По мнению директора консалтинговой компании ЗАО «Универсал-Информ» Ирины ШУЛДЯКОВОЙ, проблема вообще лежит в иной плоскости. Рынок садово-огородного инвентаря — это рынок для малых предприятий. А перспектива крупных предприятий — это производство инновационной продукции. В то же время сегодня разработкой нового продукта никто из омских производителей серьезно не занимается. Так что речь нужно вести, скорее, о создании инновационного центра, который мог бы помочь предприятиям внедрить современные технологии создания продукта, без которых завоевать сегодняшний потребительский рынок практически невозможно.