Начальник ГУ ЦБ РФ по Омской области Алдона ТОКАРЕВА сообщила банкирам: «Органами прокуратуры в 2003 году была проведена проверка соблюдения статей 155, 156 Бюджетного кодекса РФ в деятельности ряда коммерческих банков и администрации города Омска в части открытия и обслуживания счетов местных бюджетов, которой были установлены многочисленные факты неправомерного открытия бюджетных счетов в коммерческих банках. Повторной проверкой, проведенной в июне текущего года, были вновь выявлены подобные нарушения бюджетного законодательства, в том числе в деятельности одних и тех же банков... „Просим вас принять меры, обеспечивающие неукоснительное исполнение требований бюджетного и банковского законодательства“. В ином случае было обещано соответствующее наказание, вплоть до лишения лицензии.
Еще 1 марта текущего года прокуратура Омска внесла мэру города представление об устранении нарушений бюджетного законодательства. Тогда же ею были подготовлены шесть исковых заявлений в арбитражный суд с требованием признать недействительными договоры мэрии с ОАО „Менатеп-СПб“, ОАО „АКБ “Омск-Банк» (три договора), ОАО «Омскпромстройбанк» и ОАО «Собинбанк» о размещении на счетах этих банков средств городского бюджета (см. «КВ» от 7 апреля 2004 г.). По данным «КВ» указанные в представлении конкретные счета были закрыты. Но одновременно в тех же банках (за некоторым исключением) были открыты другие счета с теми же самыми бюджетными средствами. Логика была проста: пока прокуратура узнает новые номера, пока начнет процесс проверки — немало воды утечет.
Однако в июне 2004 года Конституционный суд РФ подтвердил соответствие Конституции страны положений ст. 155 БК РФ, запрещающее обслуживание бюджетных счетов коммерческими банками. Еще до этого решения, весной текущего года, правительство Омской области перевело свои счета из Омскпромстройбанка в головной расчетно-кассовый центр (ГРКЦ) Главного управления ЦБ РФ по Омской области (см. «КВ» от 7 апреля 2004 г.). Так что дело осталось за администрацией Омска. Ее счета были переведены в ГРКЦ на протяжении прошедшей недели, что подтвердил нашей газете вице-мэр, директор департамента финансов и экономики города Сергей ТОЛКАЧЕВ:
— В Бюджетном кодексе действительно сказано: бюджетные счета должны находиться в Центробанке, мы объясняли и прокуратуре, и контрольно-счетной палате, и депутатам, что дело не в том, что мыхотим обогатить какой-либо банк, а в том, что тот объем услуг, который нам необходим, ЦБ не предоставит. А самое главное: мы не только не можем избавиться пока от временных кассовых разрывов, но и от системного дефицита городского бюджета. ЦБ нас, естественно, кредитовать не будет, а коммерческие банки, не имея наших счетов, не очень-то заинтересованы, чтобы работать с нами как с заемщиками.
ГУ ЦБ написало всем кредитным организациям соответствующие письма и все банки сами попросили нас закрыть у них счета. Мы закрыли. И в ОПСБ, и в СиБЭСе, и в Сбербанке, и в Собинбанке, и в «Менатеп-СПБ», и в Омск-Банке. И перевели все эти счета и обороты в ГРКЦ.
Ну а что касается негативных последствий такого перевода, боюсь, что ряд банков теперь от нас потребует закрыть кредиты. Городу это будет сделать нелегко. Кроме того, ГРКЦ работает лишь до часу дня, а Омск-Банк принимал платежи вплоть до пяти вечера. А это же город: у нас были случаи, когда необходимо было провести платежи за ГСМ в два часа, а за электроэнергию — в три-четыре часа дня. И Омск-Банк нас очень выручал.