— Сергей Владимирович, что представляет собой объединение «Ваш дом»?
— На тот момент, когда я пришел работать в компанию, туда входили магазин «Немецкий поселок», торговый комплекс «На Театральной», торговый центр «Октябрьский». В 2001-м в объединение вошел «Континент», фирменный магазин «Керама», магазин «Ваш дом» формата «возле дома» (эконом-класса — ред.) на улице Энтузиастов. Последний наш проект — «Ваш дом» на 10-летии Октября. Сейчас компания строит еще один магазин эконом-класса на ул. Энтузиастов. Кроме того, реконструируется комплекс у Дома печати, где также разместятся торговые площади объединения.
Все наши магазины разного формата. Те магазины, которые принадлежат к формату «возле» дома, скорее всего будут выделяться в отдельную категорию. Не исключено, что под единой торговой маркой.
— Насколько я понимаю, «Ваш дом» — управляющая компания. В чем суть ее работы?
— У нас есть оптово-закупочная фирма, которая занимается поставками в Омск строительных материалов, продуктов питания, а сбытовое подразделение как раз состоит из тех магазинов, которые я назвал.
«Ваш дом» занимается управлением торговыми процессами, бюджетированием, планированием, финансированием.
Каждый магазин — самостоятельное юридическое лицо, у каждого свой директор. Но выбор производителей, поставщиков, ассортиментную и ценовую политику определяет управляющая компания.
— Можно ли ваши магазины назвать сетью или нет?
— В России сетей до недавнего времени вообще не существовало. За исключением, может быть, московских и питерских. Потому что сеть все-таки подразумевает консолидацию абсолютно всех процессов в центральном офисе. Это очень сложно в силу скорее всего экономической ситуации в стране. Что касается Омска, в сетевом формате у нас работают одна-две компании.
А «Ваш дом»... Да, у нас есть процессы, которые выведены в центральный офис. Здесь, в частности, разрабатывается определенная стратегия поведения магазина, до торговых точек доводятся планы.
Пока у нас не налажена до конца система автоматизации с центральным офисом. Это на должном уровне можно сделать после того, как сеть будет состоять из определенного количества магазинов, потому что содержание центрального аппарата — достаточно затратная часть. Эффективность содержания этого аппарата в том объеме, каким он должен быть, наступает после открытия десятого-одиннадцатого магазинов. А аппарат этот достаточно большой. Это и группа маркетологов, и мерчендайзеров, отдел логистики и прочие. У нас все это пока в стадии становления, проектирования.
— Вы не планируете объединение магазинов под единой торговой маркой?
— Дело все в том, как я уже сказал, магазины все разноплановые. Начнем с первого магазина: «Немецкий поселок» предлагает исключительно товары, предназначенные для строительства, ремонта, обустройства быта. «На Театральной» — продукты питания, предметы одежды. «Континент» — это совсем другое. И так все магазины. Поэтому под одним брэндом объединять их неправильно.
Понятно, что, например, с точки зрения рекламы, работать под одной торговой маркой проще. Но определенные функции «Ваш дом» у магазинов забрал. В том числе, рекламирование. У нас есть рекламный отдел, который занимается рекламной политикой, разрабатывает рекламную стратегию с учетом назначения, покупательной способности, ассортиментной матрицы для каждого магазина в отдельности. Это позволяет нам не содержать в каждой торговой точке менеджера по рекламе.
— У вас все магазины находятся в собственности. «Ваш дом» управляет, например, только супермаркетом в «Континенте» или вообще всем комплексом?
— Да, действительно, часть площадей в том же «Континенте» находится в аренде. Но «Ваш дом» — это не просто компания, которая сдает в аренду торговые площади, мы являемся девелоперами. Компания владеет недвижимостью и полностью ей управляет. Что это значит? Мы подбираем группы товаров, следим за ассортиментной и ценовой политикой арендаторов. Хотя у нас в компании не принято называть их арендаторами. Они наши партнеры. Совместно с ними мы проводим различные рекламные кампании. Например, при их активном участии, начиная с 2001 года, накануне новогодних праздников среди покупателей «Континента» мы разыгрываем автомобиль.
— А какова арендная плата в «Континенте»?
— 420 рублей за квадратный метр. Это достаточно низкая плата, учитывая, что в месяц в «Континенте» совершается до ста тысяч покупок, а каков поток покупателей проходит вообще, сказать сложно.
Такая арендная плата, на мой взгляд, позволяет держать ценовую политику на более-менее приемлемом уровне. Да, кто-то, конечно, хитрит. Но у нас есть администраторы, которые делают мониторинг цен на те или иные виды товаров по городу в целом, сравнивают с «Континентом».
— Насколько известно, по проекту у «Континента» должны быть пристройки. Когда планируется воплотить проект?
— Да, по проекту планируется строительство выставочного комплекса. Но, когда начнется его строительство, пока сказать ничего не могу.
— В интервью «КВ» Валерий КОКОРИН сказал, что должны начаться работы по внешнему облагораживанию здания «Континента».
— Я понимаю, что мы живем в России, где ничто нас так не радует, как чьи-то неудачи. Но все равно надо оставаться людьми. Некоторые омские газетенки, журналы иногда такой поток грязной непроверенной информации выливают, злорадствуют, в частности, в сторону «Континента», который якобы очень некрасивый, как пугало.
Но то, что представляет собой проспект Маркса, и безобразием трудно назвать. Чтобы попасть в точку, даже сложно слово-то подобрать. Вы посмотрите, фасады домов обшарпанные, штукатурка осыпалась, первые этажи распроданы, и каждый обустраивает их, как может, нет единой концепции. Где наша архитектура? По другим улицам ездит?
Понаставили вплоть до Торгового центра пластиковые киоски. На пересечении Маркса-Лермонтова стоит стеклянный павильон. Может быть, это экономически выгодно для бюджета. Но скорее всего кому-то выгодно. Другой пример — пересечение Маркса-Почтовой. Ставят еще один стеклянный павильон.
Напротив «Летура» на Гагарина. Тоже кто-то что-то делает. С оцинкованными краями, из сайдинга. Сайдинг — хороший материал. Но весь мир применяет его для загородного строительства, для отделки гаражей. Но никак им не отделывают здания на центральной магистрали, в самом центре города. Это даже не некрасиво.
Теперь о «Континенте». Здание очень большое. И сейчас у нас пришел материал специально для отделки фасадов здания. Скоро гипермаркет будет выглядеть так же как «Ваш дом» на 10-летии Октября. Сразу скажу, что в реконструируемом комплексе на Маркса большое значение придается именно внутренней отделке.
— Насколько известно, ГУПР обратилось в арбитражный суд с требованием приостановить работу «Континента», владельцы которого якобы игнорируют требования экологизировать предприятие. Кроме того, утверждают, что гипермаркет загрязняет воздух и почву. Можно прокомментировать эти моменты?
— Я могу привести цифры, говорящие о том, сколько мы платим за вывоз отходов и за содержание прилегающей территории в чистоте. У нас с этим очень строго. Даже если арендаторы не в то время выносят мусор, мы их наказываем штрафами. За гипермаркетом у нас стоят контейнеры, куда арендаторы в специально приобретенных для них пластиковых пакетах до начала рабочего дня выносят весь мусор в строго определенное время.
Мне кажется, сейчас снова получила развитие история четырехгодичной давности, когда ругали «Торговый город», с которого мусор летит на Птичью гавань. Теперь есть «Континент», и ГУПР принялось за нас.
— А котельная у вас есть? Потому что идет речь не о мусоре, а о котельной, которая загрязняет своими отходами почву и воздух.
— Котельная работает на газе. Поэтому считаю обвинения необоснованными. Какие у нее сбросы и отходы? Наверное, кому-то очень надо в чем-то нас обвинять.
— В какой стадии работы по комплексу на Маркса. Когда планируется завершить работы?
— Комплекс большой, объем работы соответственно тоже. Сразу осилить тяжело. Сдача будет поэтапная. Думаю, в последующие полтора-два года.
— Концепцию «Континента» менять не собираетесь? Наполнять какими-то новыми идеями?
— В целом пока нет. Хотя мы постоянно что-то внутри меняем. Осуществляем давнюю идею по размещению фуд-корта. Когда был открыт гипермаркет, к этому еще не был готов сам бизнес и потребитель. За этот год нам удалось привлечь двух наиболее интересных поставщиков услуг по быстрому питанию — «Ростик'С», «Сибирские пельмени». До конца года у нас появится пиццерия, которая тоже будет работать в режиме фуд-корта.
— Сейчас в рамках программы приватизации проходят торги. Как мне кажется, ваша компания в них участия не принимает. Почему? Неинтересные объекты?
— Мы смотрим объекты. Но пока не покупаем. Хотя объекты есть интересные.
— А какое-то новое строительство у вас запланировано?
— На Левом берегу планируем построить еще один торговый комплекс.
— Нет ли у «Вашего дома» планов по развитию других видов бизнеса, не связанных с торговлей?
— Сейчас мы занимаемся проектированием фитнес-центра, если говорить на западный манер. Вообще это будет досуговый семейный центр, где будет бассейн, где можно позаниматься на тренажерах или чем-то другим, но тоже связанным со спортом.
Кроме того, планируем заняться общепитом, если точнее — ресторанным бизнесом. Во всяком случае у нас есть планы, мы присматриваемся к этому бизнесу, изучаем. Возможно, это будет какой-то ресторан. Пока это еще только проекты. Что-то у нас уже есть на бумаге, что-то в контрактах.
— Предложения по покупке бизнеса, магазинов в целом к вам поступают?
— Да, предложения по продаже торговых площадей поступают от известных сетей России. Есть предложения и по совместному ведению бизнеса. К нам недавно обратилась третья компания, торгующая бытовой техникой, с идеей вести на наших площадях совместный бизнес. Но мы пока работаем с теми, кто живет и работает в Омске. Правда, не всегда это хорошо получается: люди бизнеса амбициозны.
Москвичи уже давно поняли, что объединение, глобализация процессов поможет противостоять экспансии международных холдингов и компаний. Понятно, что все равно в город будут приходить компании из других регионов. Но, общаясь с представителями бизнеса из Москвы, очень обидно, с одной стороны, слышать от них о том, что у нас еще нечего делать: у вас, мол, и средний чек низкий и покупательная способность никакая. Хотя, насколько я знаю, все равно иногородние компании приезжают в Омск и у многих он стоит в планах. С другой стороны, пока они думают, у омского бизнеса есть время усилить свои позиции.