История Мостоотряда-63 насчитывает уже 56 лет. Предприятие было создано в 1948 году в Краснодарском крае как Мостостроительный поезд № 413, а в 1954 году переведено в Омск. На его счету более шестидесяти построенных мостов и путепроводов, кроме того, десятки тоннелей и подземных переходов, пятнадцать причалов, обустройство набережных Иртыша и Оми. В конце 1995 года введен в эксплуатацию мостовой переход через Иртыш на южном обходе Омска протяженностью в четыре километра. Область и город получили тогда уникальное сооружение, значительно сократившее грузовой поток через областной центр.
Сегодня ЗАО «Омскстроймост-Мостоотряд-63» обладает развитой производственной базой, изготавливает все виды бетонных и железобетонных конструкций мостового и гидротехнического назначения, в том числе предварительно напряженные балки пролетных строений автодорожных мостов сложного профиля.
В 90-е годы отсутствие планомерного, устойчивого финансирования сказалось на темпе работ, однако начиная уже с 2000 года Омскстроймост-Мостоотряд-63 наращивает объемы. Перелом в лучшую сторону совпал по времени с решением руководства предприятия обратиться с предложением о партнерстве в Омское отделение Сбербанка России. К тому времени вошло в активную фазу строительство метромоста через Иртыш.
— Проблема финансирования стояла для нас очень остро начиная с 1996 года. Несколько лет строили практически без денег, такие «вялотекущие» были расчеты за выполненные работы, — рассказывает заместитель генерального директора ОАО «Омскстроймост-Мостоотряд-63» по экономике Татьяна ЗЕНКОВА. — Потом губернатором Омской области Леонидом ПОЛЕЖАЕВЫМ был подписан указ о возобновлении строительства метромоста и процесс пошел. В 2000 году мы начали очень активно сотрудничать со Сбербанком. Они — первые, кто пошел нам навстречу и дал большой кредит. Все эти годы мы тщательно выполняем свои обязательства, внимательно следуем рекомендациям банковских специалистов, но главное — друг другу доверяем! Вообще вместе работаем с удовольствием. Сбербанк России — это надежное, уверенное в себе финансовое учреждение, где клиентов не изводят излишней подозрительностью. Омское отделение нас кредитует, там же проходят наши основные финансовые потоки.
— Обслуживание очень удобное. Система «Клиент-банк» — одна из лучших, а нам есть с чем сравнивать, — поддерживает коллегу главный бухгалтер предприятия Светлана ФИЛИМОНОВА. — У нас был кредит в 30 млн рублей, потом нам открыли кредитную линию в десять миллионов, которой мы пользовались неоднократно.
— К слову сказать, может быть, есть кредиты и дешевле, чем в Сбербанке, — продолжает заместитель генерального директора, — однако мы сторонники оптимального соотношения между стоимостью денег и сложностью процесса кредитования. Есть банки, где, пока получишь ссуду, «замучаешься» с многочисленными отчетами и навязчивым контролем.
— Немаловажно, что многие омские банки являются филиалами московских: у них весьма сужены полномочия, — уточняет Светлана ФИЛИМОНОВА. — Они ограничены лимитами, за которые не могут выйти. Всякий крупный кредит им надо долго согласовывать с Москвой, а вот у Сбербанка ресурс действительно не ограничен.
Строительство первой очереди метромоста близится к завершению. Сейчас на объекте осуществляется устройство проезжей части, перильного ограждения, идет архитектурное оформление моста. Финансирование регулярное: все выполненные работы оплачиваются в срок. Не за горами — в 2005 году — сдача автомобильной ветки метромоста в эксплуатацию. А между тем руководству предприятия памятны времена, когда мостовики работали практически без денег.
— Сейчас удивляюсь, как мы это пережили. Оборотных средств тогда не хватало, поэтому мы жестко нуждались в кредитах, чтобы вовремя платить людям и приобретать специальное оборудование, — вспоминает Татьяна Николаевна, — но мы выстояли и сохранили коллектив, а это — главное.
К качеству строительно-монтажных работ технический надзор заказчиков не имеет претензий. Коллектив предприятия обладает уникальным опытом работы на строительстве сложнейших сооружений и способен решить все профессиональные задачи. На вопрос корреспондента о производственных планах, Татьяна ЗЕНКОВА так ответила:
— Мосты строить — вот наши планы. В этом году мы сдали в эксплуатацию мост через реку Туй в Тевризском районе, а также путепровод в Калачинске. После Моста тысячелетия займемся северным обходом города Омска. Работы хватит всем.
Елена МИХАЙЛОВА