— Олег Анатольевич, почему прокуратура города начала проверку?
— В прокуратуру города резко увеличился поток обращений и жалоб по поводу изменений порядка расчетов с энергоснабжающей организацией. Мы почувствовали, что непонимание между ОАО «АК „Омскэнерго“ и городской администрацией отражается на потребителях. Кроме того, в областную прокуратуру направлял свое обращение и губернатор Омской области. В связи с чем мы и начали проводить проверку исполнения российского законодательства в сфере энерго- и теплоснабжения населения.
— И каковы результаты?
Объем работы, сами понимаете, значительный. Проверка еще не закончена. Об окончательных ее итогах мы сможем говорить примерно через месяц. Но, в принципе, уже сегодня можно сказать, что было выявлено множество нарушений, допущенных как ОАО „АК “Омскэнерго», так и Омским городским Советом.
Какие нарушения увидела прокуратура в действиях горсовета?
В ходе проверки было установлено, что уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг на уровне 70% от экономически обоснованных затрат не соответствует общему нормативному уровню оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, принятому в РФ и в Омской области — 90% от затрат. В решении Омского городского Совета от 21 января 2004 года «О бюджете города Омска на 2004 год» принято решение сохранить этот уровень оплаты до 31 марта 2004 года. До 1 апреля 2004 года планировалось внести в городской бюджет соответствующие изменения. Однако этого не сделано. А финансирование разницы между нормативным и фактическим уровнями оплаты за счет бюджетных средств, как показала проверка, в бюджете Омска на 2004 год заложено не в полном объеме.
— Выявленные нарушения связаны наверняка и с изменением порядка оплаты электроэнергии?
— Да. Дело в том, что об изменении порядка расчетов за электроэнергию граждане узнавали по факту. Заключив предварительно договор с главпочтамтом, в августе АК «Омскэнерго» без уведомления потребителей просто взяла и направила всем квитанции нового образца.
— А как компания должна была поступить?
— Гражданским законодательством предусмотрен определенный порядок. Энергоснабжающая организация должна была предварительно направить каждому абоненту договор либо бланк квитанции, содержащий все существенные условия договора. Причем на квитанции должно было быть письменное разъяснение и предложение направить в АК «Омскэнерго» документы, подтверждающие права на льготы. Раз этого не сделано, граждане были лишены права представить энергоснабжающей организации свои возражения по условиям договора энергоснабжения.
— И что могли сделать граждане, не согласные с условиями договора?
— Если гражданин не согласен с условиями договора или произведенными расчетами, то энергоснабжающая организация при получении договора с разногласиями или квитанции, в которой имеются пометки о несогласии, не вправе была в одностороннем порядке изменять условия договора. Разногласия сторон по отдельным условиям договоров должны разрешаться в судебном порядке. В общем, АК «Омскэнерго» в одностороннем порядке с нарушением гражданского законодательства изменила условие договора. По этому факту прокуратурой города уже возбуждено производство об административном правонарушении в отношении должностных лиц компании. Еще одно производство об административном правонарушении возбуждено в связи с массовым нарушением компанией закона РФ «О защите прав потребителей».
— Какие именно права потребителей были нарушены?
— Право на получение информации об услуге. Граждане, обращающиеся сегодня в отделы по продаже энергии населению по вопросам оплаты, даже не могут получить информацию о том, как действует новая система расчетов. Информационные стенды находятся в помещении отделов. А людей приходит так много, что они вынуждены ожидать своей очереди на улице и даже попасть в помещение не могут, чтобы ознакомиться с информацией. Имеют место факты непредоставления гражданам льгот, установленных законом. В частности, прокуратурой города был направлено в суд заявление в интересах ветерана Великой Отечественной войны. АК «Омскэнерго» не предоставила ему льгот на оплату коммунальных услуг в полном объеме. То есть компания начисляла льготы не на всю площадь, а только на социальную норму. В процессе судебного разбирательства требование прокурора истцом было добровольно удовлетворено.
— Непредоставление льгот — это исключение или правило?
— Мы можем сегодня обоснованно предполагать, что это не единичный случай. Да, в прокуратуру обратился один ветеран, но другие могли просто не знать, куда им можно обратиться за помощью. Да и прокуратура ограничена в своих полномочиях. Мы можем действовать лишь в интересах ветеранов, инвалидов и других граждан, которые не могут самостоятельно защищать свои права в суде. В целях предупреждения подобных нарушений должностные лица компании предостережены о недопустимости нарушений закона о социальной поддержке граждан.
— Реакция со стороны руководства АК «Омскэнерго» уже есть?
— Повторюсь, проверка еще не завершена. Не исключаю возможности, что будут выявлены и другие нарушения. А что касается выявленных нарушений, 18 октября уже внесено представление в АК «Омскэнерго», в котором прокуратура города потребовала от руководства компании устранения нарушений закона и привлечения к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц. В течение месяца руководство компании должно сообщить нам о результатах.