— Ваше отношение к процессу повышения тарифов в коммунальной сфере?
— Это будет действительно всего лишь субъективное отношение, поскольку тарифным регулированием занимаются государственные органы в лице местных и федеральных властей. Теперь по существу вопроса. С моей точки зрения, при сохранении существующего положения вещей этого делать нельзя. Почему? А разве справедливо заставлять людей платить больше, если качество товара остается прежним? Другой разговор, что уровень предоставляемых услуг в нашем ЖКХ вообще и в водоснабжении в частности надо повышать, и вот тогда уже рассматривать вопрос о повышении тарифов.
— Насколько существующие тарифы покрывают текущие затраты коммунальных предприятий?
— В принципе, за прошедшие три года они достигли требуемой величины. При этом речь идет только о текущих расходах коммунальных предприятий, никакие затраты капитального характера не учитываются. Эксплуатация того же водного хозяйства идет за счет накопленного запаса прочности. Следовательно, наступит момент, когда количество отказов превысит допустимый уровень и вся эта система перестанет быть жизнеспособной.
— Какой же выход из складывающейся ситуации?
— Например, в привлечении средств из внешних источников. В задачу частного инвестора входит разработка технико-экономического обоснования конкретного проекта с определением слабых мест, поиск оптимальных возможностей для привлечения инвестиций. Очевидно, что если частник ошибется в долгосрочной стратегии или выстраивании финансовых схем, то ответит собственным карманом. В отличие, замечу, от государственных органов.
— А каким образом приход частника скажется на росте тарифов?
— Практика показывает, что частный оператор работает эффективнее муниципальных предприятий и борется с издержками эффективнее. Ведь наши коммунальные предприятия работают по принципу: чем больше затрат, тем больше объем доходов. Так уж выстроена система. А частник будет стремиться снижать затраты, что, кстати, в конечном счете может способствовать и стабилизации тарифов. Я говорю о стабилизации, а не снижении, поскольку инфляционный фактор все равно сохраняется.
— А где гарантия, что бизнес в ЖКХ будет вести себя по правилам?
— Будет, если такие правила задать заранее. И когда мы говорим о привлечении частного инвестора, это могут быть разные варианты. Это может быть приватизация коммунальной инфраструктуры, а может быть аренда. Но, с точки зрения «Евразийского водного партнерства», самым интересным является концессионный механизм, при котором инфраструктура передается на основе концессии инвестору, а собственность остается в руках у муниципалитета. Частные компании предлагают городу те или иные условия, на которых они готовы управлять инфраструктурой. Затем проводится конкурс, и если его победитель не справляется с принятыми на себя обязательствами, он лишается права на управление объектом. Таким образом, возникают рыночные отношения на монопольной инфраструктуре. К чему это приводит? В реальности к максимальному удешевлению стоимости услуги для конечного потребителя при максимальном качестве.
Андрей ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ