Все рубрики
В Омске вторник, 7 Мая
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 91,3124    € 98,4730

Сергей ПТИЦЫН, "Цивилизованный рынок — это взаимная ответственность и потребителей и поставщиков"

13 декабря 2004 15:14
0
1530

— Сергей Павлович, сегодня все хотят знать о том, что изменится с 1 января 2005 года?

— Если общее собрание акционеров 30 декабря утвердит решение совета директоров АК «Омскэнерго», то начнется процесс выделения Энергосбыта в самостоятельную компанию. Она и возьмет на себя все функции и по продаже электроэнергии, и по ее закупке как на оптовом рынке, так и у региональной генерирующей компании, которая тоже будет выделяться из АК «Омскэнерго» в будущем году. К этому процессу мы готовимся давно, поэтому могу твердо заверить, что свои обязательства по бесперебойному энергоснабжению региона компания выполнит в полном объеме. В этом смысле никаких неудобств потребители не должны почувствовать.

— С какими проблемами Энергосбыт столкнется сразу, как только станет самостоятельным предприятием?

— Проблем много, но основная — это все же неплатежи. Давайте посмотрим в перспективу. Когда сбытовая организация станет самостоятельным субъектом рынка, то электроэнергию, которую мы будем поставлять потребителям, придется сначала приобретать у нашей генерации и на оптовом рынке. Транспортировщикам тоже нужно заплатить за услуги. А если еще прибавить к этому коммерческие потери, прямое воровство и дебиторскую задолженность, то сбытовая компания в случае малейшей задержки платежей может вообще оказаться на нуле, а то и в минусе.

— АК «Омскэнерго» тоже приходилось брать деньги в кредит для покрытия кассовых разрывов...

— Да, и деньги немалые... Сегодня АК «Омскэнерго» берет кредиты, покрывая долги нерадивых хозяев. Но ситуация резко меняется. И я очень сомневаюсь, что завтра, когда Энергосбытовая компания станет самостоятельным предприятием, она сможет получить кредит в требуемом объеме на приемлемых условиях. У сбытовой организации даже имущества как такового не будет — одно здание, по сути. В общем, те потребители, которые сегодня не вовремя рассчитываются, но по-прежнему получают энергию, так как энергокомпания их кредитует, должны понять, что гарантия их благополучия завтра — они сами. Электрическая энергия — это такой же рыночный товар, как бензин, например или услуги телефонной связи. И чем раньше все это осознают, тем лучше. За электроэнергию нужно платить. И платить в срок. Никто ведь не дает бензин в долг. Нет денег, чтобы заправить автомобиль — ходи пешком. Нет денег на оплату телефона — пиши письма. И все это справедливо, и никто с этим не спорит. Энергетики работают в очень жестких условиях с партнерами. Не заплатила энергокомпания за топливо — его не будет. Не повезет уголь железная дорога, если энергетики не оплатят эту работу.


— Что изменится, например, для крупных потребителей электроэнергии?

— Возрастет ответственность за точность планирования, а соответственно, за недобор или перебор заявленных объемов потребления электрической энергии. Коммерческий оператор оптового рынка сегодня нас за это штрафует, мы несем убытки, поэтому и крупных потребителей мы также будем вынуждены поставить в аналогичные условия. В ноябре, например АК «Омскэнерго» недополучила более 100 млн рублей от плана реализации. Прошлый месяц был теплым, многие предприятия снизили объемы своего потребления. По существующей сегодня договорной схеме они имеют право откорректировать свое заявленное потребление даже в текущем месяце — за десять дней до окончания периода. А мы в заказанный на оптовом рынке объем электрической энергии можем внести лишь квартальные корректировки — за девяносто дней до наступления периода. Соответственно к нам применяют штрафные санкции за отклонения от заявленного объема покупки электроэнергии с оптового рынка.

— Большой штраф?

— В октябре компания заплатила более двух миллионов рублей, поскольку мы не выбрали с оптового рынка 38 млн кВт/ч. По действующим правилам (методикам) АК «Омскэнерго» вынуждено платить сегодня по 6 копеек за каждый невыбранный кВт/ч, а стоимость заявленной с оптового рынка мощности вообще не корректируется, а это еще порядка 18-20 копеек за каждый невыбранный кВт/ч электроэнергии.

— И какова реакция крупных предприятий?

— Сейчас мы обсуждаем с ними эту проблему. Начали, естественно, с самых крупных потребителей. На прошлой неделе встречались со специалистами ОАО «Сибнефть-ОНПЗ». И пришли, надо сказать, к пониманию. В компании согласились, что такая проблема действительно существует, и выразили готовность работать по новым правилам. Ведь и мы со своей стороны тоже берем на себя жесткие обязательства — включаем в договор дополнительный пункт, в котором предусмотрена ответственность поставщика за качество. Тепловая и электрическая энергия — это товар. Соответственно, мы должны гарантировать потребителям, что он купит качественный товар. А если товар окажется ненадлежащего качества, мы должны возместить потребителю его потери. Цивилизованный рынок — это взаимная ответственность и потребителей, и поставщиков.

— В процессе либерализации рынка крупные потребители смогут найти других поставщиков. Что будет с Энергосбытом, если ему останутся только розничные потребители и социальная сфера?

— Такая опасность действительно есть. Поскольку работа на розничном рынке — самая затратная. и альтернативные поставщики электрической энергии едва ли захотят стать операторами на этом рынке. Уж слишком велика социальная составляющая. Но в такой ситуации, как мне кажется, власть тоже должна оказать посильную помощь энергосбытовой компании. Может быть, она должна выступить даже гарантом своевременных расчетов со сбытовой организацией той же социальной сферы — бюджетных организаций, ЖКХ и так далее.

— Какой объем приходится на крупных потребителей?

— Порядка 60% энергоресурсов в регионе приходится на 30 крупных потребителей. Остальные 40% — это население, быт, небольшие предприятия и бюджетные организации. Так что от своевременности оплаты за энергоресурсы и этой категории потребителей тоже зависит очень многое.

— А какие изменения ждут в будущем году население и бытовых потребителей?

В принципе особых изменений не предвидится. Схему взаимоотношений с основными бытовыми абонентами мы уже изменили. С августа Энергосбыт работает по собственным квитанциям, куда включены все платежи — за отопление, горячую воду и за электроэнергию. В новой квитанции уже проставлены суммы к оплате, которые рассчитываются исходя из среднестатистического потребления за предыдущий период. Цифры могут быть, конечно, чуть выше или чуть ниже фактического потребления, но, в общем, близки к нему. Остается только пойти и заплатить. Мы считаем, что это в какой-то мере даже облегчит жизнь нашему потребителю. Но если кто-то категорически не согласен с теми данными, которые указаны в квитанции, то он может их откорректировать самостоятельно. Возможность такая есть. Для этого нет необходимости лично приходить в Энергосбыт. Нужно просто вписать самому в свободную графу фактические показания счетчика. Главное — не забывать оплачивать по этой квитанции.

— Сроки оплаты изменятся?

— Сроки останутся прежними. По-прежнему можно будет заплатить до 10 числа месяца следующего за расчетным. Но все же, если есть такая возможность, мы просим своих абонентов оплачивать потребление электрической энергии в текущем месяце — до 28 числа. Два-три банковских дня, как правило, требуются для прохождения денег по счетам. Нам ведь тоже нужно сделать предоплату за поставку энергии и иметь хотя бы небольшой временной ресурс. Сегодня, когда Энергосбыт является частью АК «Омскэнерго», еще есть запас прочности за счет возможности перераспределения ресурсов. Скоро этого не будет. Мы останемся один на один с огромной социальной сферой. И чтобы мы имели возможность качественно выполнять социальную функцию и бесперебойно обеспечивать энергоресурсами регион, потребители тоже должны своевременно с нами рассчитываться. Завтра у нас просто не будет иного выхода — придется ограничивать тех, кто не оплачивает вовремя.

— Насколько я помню, вы постоянно расширяете количество пунктов по приему платежей...

— И количество пунктов расширяем и вводим современные формы расчетов. Уже сейчас мы начали наносить на наши квитанции штрих-код, чтобы каждый абонент смог произвести оплату по этой квитанции в супермаркетах, а с ноября месяца организован прием платежей от физических лиц в гипермаркете «Континент». На мой взгляд, очень удобно — пришел за покупками и тут же в кассе заплатил за электроэнергию. Мы стараемся максимально облегчить потребителю процесс оплаты и тем самым ускорить оборот денежных средств.

— Как собираетесь решать вопрос с коммерческими потерями?

— Проблема была в том, что у абонентов были только индивидуальные приборы учета — в квартире. Некоторые, это не секрет, намеренно выводили их строя, чтобы оплачивать потом по среднему потреблению. А это и есть наши потери. Энергосбыт пошел на затраты и поставил дополнительные коллективные системы учета — практически на каждом подъезде каждого дома. Мы уже установили более 5,5 тысячи узлов учета и второй месяц подряд снимаем с них показания вместе со специалистами департамента городского хозяйства и старшими по домам. Теперь будет гораздо проще свести баланс. Если мы знаем, сколько отпущено электрической энергии на каждый дом, то, собрав потом данные об оплате, сможем получать точные данные о коммерческих потерях.

— То есть вы будете знать, что в таком-то конкретном подъезде такого-то дома кто-то ворует электроэнергию?

— И на основе этих данных адресная работа с наиболее проблемными абонентами в данном доме (подъезде). Одно дело, когда 300 000 абонентов нужно обойти, а другое — несколько десятков-сотен. Второй вариант гораздо проще. Я уверен, что таким образом нам удастся значительно сократить неоплаченный отпуск электроэнергии. Причем такая система учета будет дисциплинировать в том числе и самих абонентов. Они уже будут понимать, что существует система дополнительного контроля.

— Ужесточится ли ответственность Энергосбыта за качество электроэнергии перед населением?

— Без сомнения. Как раз сейчас идет кампания по заключению договоров энергоснабжения с физическими лицами. В этих договорах будет зафиксирована взаимная ответственность абонента и поставщика. Абонента — за своевременность расчетов, а поставщика — за бесперебойность поставок и качество электрической энергии.

 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.