— Почему решили создать ассоциацию?
— В 1999 году в нашем городе уже было некоммерческое партнерство «Объединение автостоянок Омска». Но объединение просуществовало недолго. Его председатель Анатолий СКВОРЦОВ погиб в автомобильной катастрофе. Нового председателя не избрали, и объединение распалось.
Вновь объединиться мы решили в конце 2004 года, когда узнали о том, что в областной Закон «О едином налоге на вмененный доход» внесены изменения. К слову, на стадии разработки закона нас никто не поставил в известность о том, что готовятся изменения.
По закону автостоянки попали под единый налог на вмененный доход. Мы просчитали суммы налога и увидели, что они просто несопоставимы с нашими доходами. Налоговое бремя для нас сильно увеличилось. Поэтому и решили объединиться, чтобы защищать права владельцев автостоянок и собственников машин, представлять их интересы в государственных органах власти, в общественных организациях, чтобы координировать деятельность членов ассоциации, оказывать им юридическую и материальную помощь, разрешать споры и конфликты, возникающие с органами госвласти и другими хозяйствующими субъектами в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Планируем создать свой профсоюз.
— Вы сказали, что объединиться решили в основном из-за того, что увеличилось налоговое бремя. А насколько?
— В среднем в 6 раз. Но доходы-то населения не увеличились во столько же раз. В 2003-2004 годах многие владельцы автостоянок работали по упрощенной системе налогообложения. Для стоянки площадью 3000 кв. м со стопроцентной заполняемостью сумма налога составляла 4 320 рублей в месяц. Это с учетом того, что в среднем машиноместо было 600-700 рублей в месяц. Сейчас сумма налога — 24 840 рублей.
По обновленному закону доходность такой стоянки должна составлять 165 600 рублей в месяц. Но чистая прибыль-то практически отсутствует. Реально максимальный доход стоянки площадью 3 000 кв.м в зависимости от цены машиноместа — 72 000 рублей в месяц. Из этой суммы надо вычесть налог, аренду земли, а также заработную плату бухгалтеру, шести охранникам директору и бригадиру на общую сумму 70 тысяч рублей. Кроме того, расходы идут на амортизацию, на страховые выплаты, различные хозяйственные нужды, услуги отдела вневедомственной охраны. Мы вынуждены втискиваться в рамки между покупательной способностью населения и затратами на содержание стоянок. Чтобы они работали, их рентабельность должна быть не менее 15 %.
В настоящее время мы поставлены в такие условия, что, если не поднимать стоимость услуг, рентабельность будет не только нулевая, но и отрицательная. Это легко доказать. Многие, чтобы не закрывать стоянки, вынуждены повышать цены. Кстати, некоторые уменьшают площадь стоянок. А кто-то даже закрывается.
— На сколько поднялись цены?
— На 200-300 рублей. На учредительном собрании мы приняли решение увеличить стоимость охраны машин на 300 рублей. Но потом решили, что в зависимости от того, где стоянки находятся, какова их заполняемость и так далее, цены можно поднять или на 200, или на 300 рублей.
Прежде чем повысить стоимость услуг, мы направляли письма губернатору и в Законодательное собрание с просьбой уменьшить размер коэффициента К2 — коэффициента базовой доходности, учитываемого при расчете налога. Считаем, что предложенный министерством и утвержденный в областном законе размер К2 равный единице — экономически не обоснован. По Налоговому кодексу его можно принять в пределах от 0,005 до 1,0. В Омской области установили максимальный размер.
— А в других регионах?
— В Красноярском крае, например, 0,25, в Челябинске — 0,4, в Ленинградской области — 0,5. При расчете налога не берется во внимание покупателная способность населения, место расположения автостоянок, сезонность. Хотя раньше, с 1999 года по 2003 год, когда автостоянки платили единый налог на вмененный доход по областному закону, для нас были введены коэффициенты, учитывающие все эти факторы. Ведь, к примеру, зимой на стоянках машин меньше, так как многие ставят свои автомобили в гаражи.
Сейчас при размере К2 равного единице получается, что все автостоянки Омска имеют одинаковую доходность. Но это не так. На окраинах города доходность намного ниже, чем в центре Омска. Во-первых, в центре живет много обеспеченных людей. Во-вторых, здесь меньше гаражей, поэтому автостоянки пользуются большим спросом, нежели на окраинах.
Все эти аргументы мы приводили на первой рабочей встрече с представителями минэкономики, минфина, налоговой службы, городской администрации. Однако нам сказали, что представленные расчеты неадекватно отражают финансовую ситуацию в сфере автостояночного бизнеса.
Вторая встреча, по сути, не состоялась. Перед тем как мы на нее пришли, замминистра экономики отправил водителя на две омские стоянки. На одной ему не дали квитанцию о постановке транспортного средства. На второй дали, но без печати. Встречу отменили, аргументировав тем, что владельцы автостоянок не соблюдают законодательство.
Получается, что на основе пары фактов обвинили нас всех. Продавец тоже может обвешивать покупателей, кассир брать деньги из кассы на свои расходы. Так что теперь все продовоольственные организации упрекать? Психология такая у людей: если есть в руках деньги, то почему бы ими не воспользоваться. И это не вина владельцев стоянок и магазинов, а беда нашего общества. Проблемы надо решать сообща, а не закрывать на них глаза.
В дальнейшем мы снова обратимся в областное правительство с просьбой уменьшить коэффициент К2. Чтобы наладить конструктивный разговор с властью, планируем навести порядок на автостоянках.
— Каким образом?
— Самый действенный механизм, на наш взгляд, через заключение с департаментом недвижимости договоров аренды земельных участков. В них можно прописать, к примеру, что если на автостоянках не выписывают квитанции, не ставят печати, то аренду не продлевать.
Можно регулировать ценовую политику. Сегодня цена машиноместа одинакова и для «Мерседеса», который стоит десятки тысяч долларов, и для «Запорожца» в несколько десятков тысяч рублей. Получается, что владелец «Запорожца» возмещает часть затрат на охрану «Мерседеса». И владельцам автостоянок невыгодно: при одинаковой стоимости машиноместа приходится отвечать за машины разной стоимости. Мы бы хотели с помощью департамента недвижимости внедрить оплату машиноместа в зависимости от стоимости машин.
— Сколько сейчас в городе стоянок?
— 151 общей площадью 531 772 квадратных метра. Единый налог с этой площади составит 4,4 млн рублей в месяц.
Вообще поговаривают о том, что количество автостоянок сократят. Но тогда будут появляться нелегальные стоянки. Сейчас их порядка 50 %, а станет еще больше. Многие даже при наличии гаражей предпочитают ставить машины на стоянки. Кому-то далеко ездить до гаража. Кроме того, из гаражей машины нередко угоняют. Поздно вечером ставить автомобили в гараж небезопасно из-за криминогенной обстановки. Кто-то в гости приезжает и ставит свое авто на стоянку поблизости. Почему на нелегальные стоянки закрывают глаза, мне непонятно. Если их вывести из тени, они будут давать доходы бюджетам.
Вполне возможно, что планы по сокращению стоянок связаны с бурным развитием строительной отрасли. Уже сейчас на месте стоянок строят дома. И я это приветствую. Однако совершенно абсурдная ситуация возникает, когда на месте автостоянок возводят гаражи. Например, на Московке, на Сибирском проспекте, недалеко от жилых домов вместо стоянки планируют построить двухуровневый гараж. Это неэффективное использование земельного участка. Гаражи можно возвести подальше за домами. А на месте стоянки возвести спортивно-оздоровительный комплекс с теннисными кортами. С этим предложением я уже обращался к мэру.
— Строительство действительно бурно развивается. Но и машин становится все больше. Как, на ваш взгляд, в этих условиях можно решить проблемы с автостоянками?
— При проектировании жилых массивов, офисных зданий сразу учитывать возможную необходимость возведения автостоянок. Тем более, чтоони обходятся автовладельцам гораздо дешевле, чем гаражи. Стоянки можно обустраивать, чтобы они вписывались в архитектуру микрорайона. Можно возводить многоэтажные стоянки.
Виктор МАРЧЕНКО
Валерий ЯРОШ
Валерий Иванович родился 31 июля 1959 года в Омске. После школы, в 1974 году, поступил в Омский техникум транспортного строительства. Завершив обучение в 1978 году, поступил в СибАДИ на факультет «Мосты и тоннели». Одновременно работал в СКБ «Мостовик», занимаясь разработкой реальных проектов деревянных мостов. В 1983 году, получив специальность инженера-строителя мостов и других искусственных сооружений, по распределению был направлен в Красноярск. Работал мастером, а затем прорабом «Мостоотряда № 7». В 1988 году вернулся в Омск и устроился на ПО «Полет». Работал начальником строительного бюро УКСа. С 1992 года занялся автостояночным бизнесом.
Женат, есть дочь.