Кендо с японского языка переводится как «путь меча». Это — одно из самых древних японских боевых искусств, которое лежит в основе многих других видов. Для России это искусство молодое. В Омске оно появилось в 1999 году благодаря инициативе врача-андролога Алексея СПЕРАНСКОГО, который собрал вокруг себя группу любителей японских боевых искусств. С тех пор ее состав практически не изменился.
Владеющих техникой кендо в нашем городе можно пересчитать по пальцам: идейный вдохновитель — Алексей СПЕРАНСКИЙ, предприниматели Андрей ПЛЕМЕНЮК, Александр КОКОРИН, Виталий МИЛОВАНОВ, руководитель компании «Современные технологии» Сергей ИВАНОВ, администратор Первомайского рынка Роман ТИТОВ, преподаватель юридического института Сергей ЗАЧЕС. Постоянное место их тренировок, а собираются они каждую субботу, спортивный зал Омского юридического института. Как говорит Сергей ИВАНОВ, овладеть азами искусства кендо не сложно. Но чтобы по-настоящему овладеть этим искусством, требуются годы. Кстати, самый высокий — десятый — дан по этому виду имеют даже не все японские борцы кендо.
Как заметил Алексей СПЕРАНСКИЙ, в кендо главное — владение техникой. Сравнивая это искусство с фехтованием (а их роднит то, что и в том и в другом виде борьба происходит при помощи оружия), он заметил: в фехтовании учитывается любое поражение противника оружием, в кендо из десятка нанесенных ударов засчитать могут один-два, выполненных безукоризненно чисто.
Борьба между соперниками к кендо происходит на бамбуковых мечах (скрепленные между собой бамбуковые пластины, которые при ударе сплющиваются и смягчают удар). Для показа техники используются цельные деревянные мечи (бо-кен). Отдельного внимания заслуживают доспехи (богу) борцов. Длинные черные (темно-синие) кимоно, больше напоминающие рясу, внушительные перчатки до локтей, пластиковые объемные нагрудники, шлемы с металлической маской, защищающей лицо от ударов, плотный пояс, состоящий из пяти защитных пластин. В сочетании с очень громкими выкриками спортсменов, которые они извергают из себя после каждого нанесенного противнику удара, все это смотрится несколько жутковато.
А удары противники наносят не слабые. Говорят, что после некоторых ударов, нанесенных по голове (даже через мощный шлем), остаются синяки, не говоря уже о тех частях тела, которые остаются незащищенными.
Впрочем, как говорят сами кендоисты, сила удара не главное. «Да, иногда, не рассчитаешь, — говорит Сергей ИВАНОВ, — ударишь противника. Ничто не мешает ему дать в ответ с такой же силой, но умение владеть, концентрироваться не позволяет этого сделать». Считается, что те, кто встал на «путь меча»,постоянно работают над своим внутренним «я». Проявлением единения духовного и физического как раз и служит крик. Крик — выброс энергии, высвобождение.