Продажа акций провалилась
В ходе проверки деятельности министерства имущественных отношений (Комитета по управлению имуществом) Омской области по вопросу контроля за управлением пакетами акций, принадлежащими области в акционерных обществах в 2003 году, отмечено, что согласно представленному «Реестру акций в уставных и складочных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, находящихся в государственной собственности Омской области» число пакетов акций снижается. Если на 01.01.2003 значилось в областной собственности 138 пакетов акций, то на конец года их число уменьшилось и составило 114. Причем две трети от общего количества пакетов акций принадлежит области в обществах (72) с областной долей менее 25% уставного капитала. Размер начисленных дивидендов в 2003 году по сравнению с 2002 годом сократился почти в 5 раз (с 877,6 тыс. руб. до 185,9 тыс. руб.. По плану на 2003 год предусматривалось получение доходов в виде дивидендов по акциям в сумме 800,0 тыс. руб. Фактически поступило в 2003 году 447,0 тыс. руб.. или 59,6%.
Одним из пунктов «Программы формирования и развития государственной собственности Омской области на 2003 год» намечалось «осуществить продажу областных пакетов акций акционерных обществ в количестве 71 в соответствии с прогнозным планом приватизации областного имущества». Реализовано только три пакета (ОАО «Мясокомбинат „Омский“, „Октябрьская сельхозтехника“, Омскгидропривод) службой судебных приставов в счет погашения долгов указанных объектов. Приватизация пяти пакетов акций в 2003 году была отложена в связи с включением их в Программу приватизации собственности Омской области на 2004 год. В 2003 году предусматривалось получить доход от продажи пакетов акций (по номинальной стоимости) не менее 8 955,0 тыс. руб. Фактически поступлений в областной бюджет не было.
В результате проверки ОАО „Международный выставочный центр “Интерсиб» по вопросу эффективности управления пакетом акций, находящимся в собственности Омской области, по итогам финансово-хозяйственной деятельности за 2003 год и I полугодие 2004 года выявлено следующее.
В собственности Омской области находится 320 акций номинальной стоимостью по 100 руб., или 32,65% от общего количества акций (980).
В нарушение требований статьи 44 Закона РФ «Об акционерных обществах» реестр акционеров общества не содержал сведений о количестве и категориях (типах) акций, записанных на имя каждого зарегистрированного лица — их владельца. Реестр не указывал полных сведений о зарегистрированном лице — собственнике акций.
По данным бухгалтерского учета, МВЦ «Интерсиб» имел на начало 2003 года нераспределенную прибыль в размере 2 905,7 тыс. руб. и по итогам 2003 г. получена прибыль в сумме 209,3 тыс. руб.
Общим собранием акционеров принимались решения о невыплате дивидендов по итогам работы за 2002-2003 годы. При условии принятия иного решения в доход областного бюджета могло бы поступить дивидендов по акциям, находящимся в государственной собственности области, до 1000,0 тыс. рублей.
ОГУ «ЦУС» прозевал 4 млн рублей
Проверкой, проведенной в областном государственном учреждении «Омский областной центр учета и содержания собственности», установлено, что одним из видов деятельности и источников внебюджетных доходов Учреждения является предоставление арендаторам услуг, связанных с использованием и содержанием нежилых помещений, находящихся на его балансе. Однако проверка показала, что переданное ему в оперативное управление имущество Омской области используется не всегда эффективно и в полном объеме, недостаточно реализуются резервы повышения доходности. Только в 2003 году ОГУ «ЦУС» недополучено доходов около 4 193,9 тыс. рублей.
Ввиду того, что размер оплаты затрат компенсации по содержанию одного кв. м сдаваемого в аренду помещения каждого объекта, устанавливается отдельным арендаторам ниже фактически складывающихся расходов. Учреждение недополучило в 2003 г. средств на возмещение фактически понесенных расходов в сумме 864,5 тыс. рублей.
Комитетом по управлению имуществом Омской области (министерством имущественных отношений) в проверенном периоде только 67,6% площадей, переданных в оперативное управление Учреждению, сдано в аренду (закреплено 17 054 кв. м, сдано 11 528 кв. м). Таким образом, исходя из фактической стоимости одного кв. м содержания помещений по конкретным объектам при сдаче их в аренду ОГУ «ЦУС» могло получить доход не менее 3000,0 тыс. рублей.
Из-за роста задолженности арендаторов по договорам на предоставление услуг по содержанию арендуемых помещений не было получено доходов в сумме 329,4 тыс. рублей.
Вневедомственная экспертиза занизила доходы
На основании запроса Управления по борьбе с организованной преступностью УВД Омской области проведена проверка отдельных вопросов деятельности Управления государственной вневедомственной экспертизы Омской области за 2002 -2003 годы. Как показала проверка, использование средств областного бюджета, получение доходов от предпринимательской деятельности и расходование указанных средств производились с нарушениями действующих законодательных и нормативно-правовых актов. Допущены нарушения порядка распоряжения имуществом, ведения бухгалтерского учета материальных ценностей, штатной дисциплины, порядка оплаты труда, нарушалось действующее законодательство о государственной службе.
Общая сумма установленных нарушений составила 4 231,6 тыс. руб., или 39,4% объема проверенных средств. В том числе в использовании средств областного бюджета (88,3 тыс. руб.) установлены нарушения законодательства о государственной службе в части установления размеров надбавок за выслугу лет, излишне начислены суммы оплаты труда вследствие неправильного установления должностного оклада.
Выплата денежных поощрений руководителю осуществлялась без оформления распоряжений губернатора Омской области, выплата материальной помощи работникам производилась при отсутствии приказов о выплате.
По доходам, полученным от предпринимательской деятельности — 1 979,1 тыс. рублей, произведено занижение сумм полученных доходов при представлении отчетности в Комитет финансов и контроля Омской области на 1 249,5 тыс.
Не по целевому назначению использованы средства, полученные от предпринимательской деятельности, в размере 1 979,1 тыс. руб. — предоставлялись беспроцентные ссуды работникам Управления (125,0 тыс. руб.), осуществлялось долевое участие в строительстве жилья (418,9 тыс. руб.), произведены расходы на оплату международных переговоров, не связанных с деятельностью Управления (6,3 тыс. руб.). Допущены нарушения порядка выезда в командировки и оплаты командировочных расходов (509,8 тыс. руб.), производилась оплата государственным служащим за совмещение должностей, выплата премий и приобретение подарков указанной категории работников за счет внебюджетных средств (869,9 тыс. руб.), не всегда подтверждались оправдательными документами производимые расходы (49,2 тыс. рублей).
«Сибзавод-Центр» учел не все расходы
Проводились проверки по вопросу обоснованности выделения и целевого использования средств, выделенных из областного бюджета ОАО «Сибзавод-Центр» в 2003 году и государственному унитарному предприятию (ГУП) «Омскгазстройэксплуатация» в 2003 году и I полугодии 2004 года.
Проверкой в ГУП «Омскгазстройэксплуатация» установлено, что Устав
предприятия не отвечает требованиям ст.12 ФЗ от 14.11.02г. №161-ФЗХ «О государственных и муниципальных предприятиях» в части формирования размера уставного фонда.
Бюджетные ассигнования за счет средств областного бюджета предусматривались предприятию в форме субсидий на услуги, предоставляемые населению газоснабжающими организациями в субъектах РФ. В соответствии со статьями 78 Бюджетного кодекса РФ и 29 Закона Омской области «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Омской области» предоставление субсидий допускается в случаях, предусмотренных региональными целевыми программами и законами субъектов РФ. Целевая программа государственной поддержки газораспределительных организаций на областном уровне и Положение о порядке предоставления из областного бюджета субсидий на компенсацию убытков от эксплуатации межпоселковых газопроводов газоснабжающим организациям не разработаны и не приняты.
Законом Омской области «Об областном бюджете на 2003 год» ОАО «Сибзавод-Центр» бюджетные ассигнования за счет средств бюджета областного не предусматривались. На основании распоряжений губернатора Омской области выделены за счет резервного фонда средства в сумме 19 258,1 тыс. руб., из них для финансирования непредвиденных расходов, связанных с началом производственной деятельности на ОГУП «Сибзавод им. Борцов революции», — 4 258,1 тыс. руб., на расходы по возобновлению производства трансмиссий для тракторов ДТ-75 — 15 000,0 тыс. руб., которые полностью поступили предприятию.
Предприятием не осуществлялся обособленный учет расходования бюджетных средств, что не позволило проследить целевое использование полученных средств. В нарушение Налогового кодекса РФ (гл. 25, ст.251) не был заведен учет расходов по производству трансмиссий в разрезе статей затрат себестоимости. В результате в проверяемом периоде списание затрат по производству трансмиссий за счет бюджетных средств, полученных на указанные цели, не производилось. Из анализа данных по счету 51 «Расчетный счет» (предъявленные счета, платежные поручения) установлено, что на оплату материалов и услуг для производства трансмиссий к трактору ДТ-75 направлено лишь 33,7% (5 060,6 тыс. руб.) средств, выделенных на
«Приволье» обсчитало фермеров
Главным управлением сельского хозяйства Омской области в нарушение Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», которым запрещено наделять хозяйствующие субъекты функциями и правами органов исполнительной власти, а также утвержденного порядка расходования средств областного бюджета по разделу «Сельское хозяйство и рыболовство», на основании соглашения от 29 апреля 2003г. №1 было передано Омскому областному сельскохозяйственному кредитному потребительскому кооперативу «Приволье» право на распределение бюджетных средств (субсидий), выделяемых крестьянским (фермерским) хозяйствам из областного бюджета, в сумме 2,0 млн руб. «Привольем»
полученные субсидии из областного бюджета в сумме 1,7 млн руб. предоставлялись крестьянским (фермерским) хозяйствам на условиях займа, из них часть средств выделялась по договорам займа на платной основе под 20-30%.
По установленному факту министерству сельского хозяйства и продовольствия Омской области направлено предписание о восстановлении в областной бюджет средств в сумме 1,7 млн. руб., использованных не по целевому назначению.
В ГУП «Омское продовольствие» установлено, что не осуществлялся отдельный учет средств, хранящихся в кредитной организации и предназначенных на закупку зерна в региональный фонд, а также средств, поступающих от его реализации. Активы и обязательства по формированию регионального фонда зерна не обособлены от активов и обязательств предприятия, как предусмотрено нормативными актами. В проверяемом периоде (январь-ноябрь 2004г.) было отвлечено на другие цели средств, полученных из областного бюджета на закупку зерна в региональный фонд, в сумме 1 091,0 тыс. рублей.
Виктор МАРЧЕНКО