В отчете КСП отмечено, что преобразования отрасли, проведенные в 2002-2003 годах, привели к увеличению управленческого аппарата на 25%. По мнению проверяющих, росту чиновничьих рядов способствовало создание МУП «Городское жилищное управление», которое фактически явилось еще одной структурной надстройкой, финансируемой за счет жилищно-коммунальных платежей.
Аудиторы привели факты нарушения утвержденных мэром примерных штатных расписаний МУПов жилищного хозяйства, а также превышения годового фонда оплаты труда для руководителей, специалистов и служащих жилищных предприятий. Фонд увеличен почти на 9 млн рублей «в связи с превышением численности административного персонала, несоблюдением должностных окладов и размеров премирования, применением персональных надбавок». При этом в отчете КСП указано, что рост численности аппарата управления и увеличение расходов на его содержание выявлены не только в окружных предприятиях, но и в департаменте городского хозяйства (ДГХ). В 2002-2003 годах его штат вырос на 17 человек, а содержание сверхштатных сотрудников только в 2003 году привело к росту внеплановых расходов городского бюджета почти на 4 млн рублей.
Проверка показала, что в ряде предприятий не велся контроль платных услуг: платежи за услуги в кассу не поступали, хотя в соответствующих журналах стояли отметки об их оказании. Также отсутствовал контроль сумм, поступающих в качестве жилищной платы от населения. Например, только по филиалу №7 МУП ЖХ ЦАО не поступило за 11 месяцев, как минимум, 150 тысяч рублей (по городу эта сумма может достигнуть больше 5 млн рублей).
Кроме того, аудиторы привели факты нецелевого расходования денежных средств. «Допускаются отвлечения из оборота денежных средств (более 6 млн рублей) на приобретение банковских векселей, перечисление средств коммерческим организациям — ООО „Стикер“, ООО „Таркан“ — при отсутствии оснований для перечисления (договоров, актов выполненных работ)».
Аудиторы отметили, что складской и бухгалтерский учет товарно-материальных ценностей предприятиями ЖКХ осуществляется с грубыми нарушениями. В частности, на момент проверок дорогостоящие теплоизоляционные трубы и другие материалы хранились на открытой территории. На некоторых предприятиях не велись первичные учетные документы по движению материалов. Обязательная инвентаризация материальных ценностей на складах либо вообще не проводилась, либо осуществлялась формально, без выявления излишков и недостач. На всех проверенных предприятиях недостачи составили 3, 6 млн рублей, излишки — 1, 2 млн рублей.
Аудиторы отметили 16-кратное сверхплановое увеличение доли закупок по самостоятельно заключенным ДГХ договорам через процедуру согласования с департаментом муниципального заказа: с 3, 1 млн рублей до 50, 5 млн. В 2003 году ДГХ самостоятельно заключил с последующим согласованием в ДМЗ 156 договоров на общую сумму более 33 млн рублей. По отдельным договорам, сказано в отчете, сумма превышена в 13-24 раза. В 2004 году ДГХ, МУП ЖХ ЦАО и ПСФ «Сибстрой» заключили тройственный договор без согласования в ДМЗ на выполнение работ по капитальному ремонту на сумму почти 23 млн рублей.
Для решения всех выявленных проблем и нарушений КСП порекомендовало ДГХ усовершенствовать систему управления, эксплуатации и контроля, перейти на договорные отношения с потребителями услуг, развивать конкурентную среду для управления жилищным фондом.