Все рубрики
В Омске суббота, 14 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,4305    € 109,0126

Владимир ШЕБАНКОВ: "Новые технологии — это наша подстанция "Энтузиастов"

4 марта 2005 11:48
0
1922

В феврале в омской энергосистеме стартовала новая ремонтная кампания. Уже второй год крупные капитальные ремонты на ТЭЦ стали выполняться не только летом, но и в зимний период. Такая система намного эффективнее, как считают в компании. Об эффективности, о новых технологиях, о технической политике и о проблемах большой энергетики корреспондент «КВ» побеседовал с начальником департамента технической политики, эксплуатации и ремонта ОАО «АК „Омскэнерго“ Владимиром ШЕБАНКОВЫМ.

— Владимир Вячеславович, прошлогодний опыт проведения круглогодичных ремонтных работ себя оправдал?

— Без сомнения. Поскольку основные средства поступают в энергосистему именно в зимнее время, то и ремонтные работы целесообразнее тоже начинать зимой. Кроме того, это позволяет уйти от сжатых сроков ремонта и выполнять их квалифицированно и без спешки. В прошлом году мы начали в январе. В этом — в феврале. На четырнадцатом котле ТЭЦ-3 мы уже работаем. В середине марта выводим в капитальный ремонт четвертый котел на ТЭЦ-4. Правда, в зимнее время мы можем выводить в ремонт основное оборудование только тех станций, где есть резерв по мощности — ТЭЦ-2, ТЭЦ-3 и ТЭЦ-4.

— Какие планы по ремонтам на этот год?

Ремонтов основного оборудования будет в этом году несколько меньше, чем в прошлом. Мы идем по пути оптимизации. Часть основного оборудования, которая не используется сегодня в производстве, выводится и консервируется. Тут двойной получается эффект. Во-первых, не тратим средств на восстановление недогруженного оборудования. Во-вторых, оставшееся оборудование загружаем на оптимальные нагрузки. Таким образом, эффективность вложений в ремонты становится выше, издержки сокращаются, а высвободившиеся средства направим на перевооружение.

— Сегодня много говорят о новых технологиях в энергетике. Что под этим подразумевается?

— Новые технологии — это наша подстанция „Энтузиастов“, например, которую компания модернизировала в прошлом году. Совершенно другой уровень, в том числе и культуры производства. Все оборудование управляется автоматически и дистанционно — мышкой компьютера. На таком же уровне полной автоматизации компания в прошлом году сделала восьмую повысительную насосную в Тепловых сетях. Пока там еще дежурит машинист, но в принципе насосная может управляться из центрального диспетчерского пункта. Это действительно передовые объекты, аналогичные тем, которые работают сегодня во всем мире. Тенденция сегодня такая: минимум обслуживающего персонала, все управление автоматизируется. А там, где использование автоматики невозможно и нецелесообразно, ставится телемеханика, чтобы диспетчер мог контролировать это оборудование визуально.

— Именно в таком направлении будет и дальше двигаться ваша программа техперевооружения?

— Да. Мы как раз сейчас рассматриваем проекты реконструкции еще двух повысительных насосных Тепловых сетей. Вслед за восьмой хотим сделать девятую и, наверное, шестую. Еще на этот год рассматриваем проект реконструкции теплотрассы по улице Съездовской. На этом участке металл трубопроводов больше всего страдает от коррозии, поэтому собираемся заменить на этом участке стальные трубы на предварительно изолированные. Это тоже новая технология. Стальная труба укладывается в заводских условиях в полиэтиленовую трубу, а промежуток между ними заполняется пенополиуретановой изоляцией. Срок службы такой теплотрассы в два раза больше.

— А почему сегодня повышенное внимание именно к тепловым сетям?

— Есть несколько причин. Дело в том, что в конце 70-х и до середины 80-х годов в течение короткого периода происходило бурное развитие городских тепловых сетей. Строительство велось с упреждающим запасом по пропускной способности с учетом развития города, и теперь эти резервы исчерпаны. Вторая причина — бурное развитие в последние годы жилищного строительства. Новое жилье нужно обеспечить теплом, а для этого необходимо развивать сети.

— Сейчас много говорят о планах по строительству отопительных мини-котельных...

— Такие мини-котельные — все энергетики это понимают — никогда не смогут работать эффективнее, чем ТЭЦ, на которых тепловая энергия производится параллельно с электрической. При сжигании того же количества условного топлива мы получаем не только одну гигакалорию тепловой энергии, но и еще дополнительно 0,6 мегаватт электроэнергии. И затраты на производство энергии, соответственно, значительно ниже. Другое дело, что муниципальная система расчета тарифа на тепло для потребителей совершенно обезличивает производителей тепла. Жители конкретного дома даже не знают, к какому теплоисточнику они подключены и за что именно платят. Я это потому говорю, что энергетики, когда приходят домой, становятся такими же потребителями, как и все омичи. И мы делаем все, чтобы рост тарифов затормозился. Для этого в конечном счете и внедряем более эффективные технологии. Меняем задвижки, теплотрассы, поверхности нагрева, горелки и так далее. Много вопросов. И не все эти затраты в тариф закладываются, кстати говоря. Мы проводим очень много работ за счет сэкономленных средств. За счет программы по управлению издержками.

— А что будет дальше с ТЭЦ-3? Вошла ли она в федеральную программу техперевооружения отрасли?

— В программу она вошла как один из наиболее перспективных объектов. И проект там очень интересный и перспективный. Сделали уже первый шаг — переводим нагрузку на вторую очередь, чтобы подготовиться к модернизации первой очереди из семи турбин, которая была запущена в эксплуатацию еще в начале 50-х годов. Планируется поставить газотурбинную установку на 65 МВт. Но реальная ее мощность будет даже выше. Отработанный газ мы планируем пропускать через котел-утилизатор. То есть эффективность сжигания кубометра газа будет выше в полтора-два раза.

— Мощность ТЭЦ-3 станет в итоге больше?

— Пока речь идет не об увеличении мощности, а о замещении, модернизации оборудования, чтобы не потерять ту мощность, которая уже есть. Установленная мощность станции 425 МВт, и наша задача ее сохранить. И не просто сохранить, а сделать так, чтобы эта мощность оказалась востребованной.

— А какие планы для ТЭЦ-4?

— На этой станции самая большая недогрузка по мощности. Так что основная наша задача — ее загрузить. Рассматриваем сегодня очень перспективный проект по переброске тепла от ТЭЦ-4 на Левый берег. Тем самым решились бы практически все проблемы по перспективному развитию Левобережья.

— Сколько теплотрасс нужно построить дополнительно?

Порядка 10 километров в общей сложности. Это вполне реально. Единственная проблема — переход через Иртыш. Поскольку сейчас запрещено вести трубопроводы через мосты, придется, видимо, прокладывать теплотрассу в дюкере по дну реки. С таким решением мы до сих пор не сталкивались, и некоторые вопросы у нас есть, но подобные переброски выполнены через реки Енисей, Амур, Волгу, Москву и т.д.

Какие затраты предполагает проект?

— Сама труба — это еще не все затраты. И цифра не отражает полной стоимости проекта. Еще необходимо будет провести комплекс работ на Кировской районной котельной и на ТЭЦ-4.

— В какую из будущих компаний после реформирования АК „Омскэнерго“ войдет ваш департамент?

— В ОАО „Омская электрогенерирующая компания“. Причем структура управления технологическими процессами, которая сегодня создается в генерации, по сути не слишком отличается от той, которая действует сегодня в Омскэнерго.

— Значит, будет преемственность в технической политике...

— Конечно.

— Вы родом из Иванова, долго работали в Алма-Ате, а как оказались в Омске?

— Случайно. Просто хотел из Казахстана вернуться обратно в Россию. Когда собирался переезжать, то рассматривал много вариантов. И в Омске оказалось самое интересное предложение. Сибирь, честно сказать, немного пугала. Я здесь никогда и не был до этого. Но когда приехал в феврале 93-го, морозы оказались вполне умеренные. Правда, на следующий год, как сейчас помню, зима в Омске началась 14 октября. Вот тут-то я и загрустил. Да и обе мои дочери, которые родились в теплой Алма-Ате, долго привыкали к морозам. Даже гулять отказывались.

— Спорт любите?

— Очень люблю. Футбол, баскетбол. Игровые, командные виды спорта. Сейчас меня, естественно, результат уже не интересует. Важен сам процесс, когда получается слаженная игра, когда есть команда. У нас команда с 93-го года сложилась. Уже больше 10 лет вместе в футбол играем.


Владимир Вячеславович родился 3 марта 1955 года в городе Иваново. Там же окончил среднюю школу. До армии поработал электриком-ремонтником на заводе. После службы в армии опять вернулся на завод. Некоторое время отработал дежурным электриком. В 1976 году поступил в Ивановский энергетический институт на факультет электрических станций, а после второго курса перевелся на теплоэнергетический факультет.

В 1981 году, получив диплом инженера-теплоэнергетика (специализация „Технология воды и топлива), поехал по распределению в Казтехэнерго (Алма-Ата). Восемь лет отработал инженером-наладчиком энергооборудования в Казтехэнерго, объездил практически весь Казахстан. В 1989 году победил в конкурсе и был принят на вакантную должность начальника химического цеха Алма-Атинской ТЭЦ-1.

В январе 1993 года переехал в Омск и возглавил химический цех строящейся ТЭЦ-6 и существующей при ней Кировской районной котельной. Начальником химцеха проработал до 2001 года. Некоторое время занимал должность заместителя главного инженера АК “Омскэнерго» по технологии воды, а с апреля 2002 года был назначен начальником департамента технической политики, эксплуатации и ремонта.

Женат. Две дочери. Ирине 19 лет, Кире 14 лет
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.