Все рубрики
В Омске вторник, 30 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 91,7791    € 98,0270

Зерно продолжает падать

11 апреля 2005 12:13
0
1623

Радость была недолгой

Зимой и весной 2004 года омский зерновой рынок ставил ценовые рекорды. Стоимость тонны омской продовольственной пшеницы 3 класса достигла своего исторического максимума — 6 700 рублей. Вдохновленные ценовым ралли омские аграрии еще на 106 тысяч гектаров увеличили посевные площади под зерновые культуры и собрали осенью 2004 года обильный урожай. По данным Омскстата, валовый сбор зерна в хозяйствах всех категорий составил 2, 87 млн тонн (в весе после доработки), что на 21,1% больше, чем в 2003 году. При этом 2,3 млн тонн было собрано пшеницы. По данным Росхлебинспекции, доля продовольственного зерна в общем количестве собранной с полей пшеницы составила порядка 71%.

Надо отметить, оценка рынком перспектив сезона 2004 — 2005 была поначалу вполне лояльна к производителям. Стартовая цена на омское зерно нового урожая складывалась в сентябре на уровне 3 500 — 4 000 тысячи рублей за тонну продовольственной пшеницы 3 класса. Причем многие ожидали, что цены подрастут еще. В частности, губернатор Омской области Леонид ПОЛЕЖАЕВ публично советовал аграриям не продавать осенью пшеницу по 3 500 рублей за тонну, а рекомендовал дождаться более высокой цены.

Трейдеры делали осторожные прогнозы, но надеялись, что цена на пшеницу в этом сезоне не перепрыгнет выше отметки в 5 000 рублей за тонну. «Плоскую» ценовую динамику предрекали в начале сезона и аналитики Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР). Впрочем в начале октября омский филиал ООО «Зерновая компания „Настюша“ действительно увеличил закупочные цены на пшеницу 3 класса до 4 500 рублей за тонну.

Однако российская действительность в очередной раз превзошла все ожидания. И прогадали как раз те производители, которые ждали высоких цен прошлого сезона. Цены к началу ноября выше не стали, а наоборот — упрямо поползли вниз. 3 класс опять распался на два подкласса по содержанию клейковины — ниже 25% и свыше 25%.

В феврале цены на омском рынке рухнули окончательно. А в марте средняя закупочная цена на пшеницу с содержанием клейковины не менее 25% опустилась уже до 2 500 — 2 700 рублей за тонну. Многие трейдеры просто притормозили закупки, а переработчики если и покупают сегодня зерно, то предпочтение отдают дружественным поставщикам. У остальных стараются максимально сбить цену и выторговать отсрочку платежа.

Кто виноват?

Понижающий тренд этого сезона вызван как минимум тремя причинами. Главная причина — перепроизводство зерна. Высокий урожай плюс достаточно высокие переходящие остатки. По официальным данным, на 1 августа 2004 года запасы зерна в Омском регионе оценивались в 330 тысяч тонн. И еще, естественно, импорт зерна из Казахстана. По некоторым оценкам, в наш регион трейдеры из Казахстана завезли порядка 200 тысяч тонн пшеницы.

Не оправдались в этом году надежды на большие экспортные поставки зерна, которые могли бы снять лишнее напряжение с внутреннего рынка. Высокий урожай случился не только в Омской области. И Россия в целом собрала зерна на 12,5 млн тонн больше, чем в 2003 году. И во всем мире был рекордный урожай зерновых. В недружной семье мировых экспортеров зерна появились даже такие экзотические страны, как Танзания и Индонезия. Мировые цены падают. Плавно снижается с декабря 2004 года и объем российского экспорта зерна. Кроме того, что Россию и так существенно потеснили с мирового рынка, да еще проблем добавила и российская таможня. В марте экспортеры несли убытки, поскольку таможня продолжала требовать с них сертификаты качества от Росхлебинспекции, ликвидированной еще в декабре прошлого года.

Причиной падения внутреннего спроса на пшеницу 3 класса стало и снижение спроса на качественное зерно со стороны российских мукомолов, которые используют для производства муки высшего сорта не ГОСТ, а ТУ. И теперь они спокойно пускают на размол зерно 4 и 5 классов. Омские мукомолы этой тенденции тоже не избежали. Мука высшего сорта, произведенная по ГОСТу, скоро станет, судя по всему, раритетом.

Пшеница или кукуруза?

В общем, хороших новостей для производителей зерна сегодня нет. Понижающий тренд грозит затянуться до лета, а там уже и новый урожай поспеет в южных регионах России. По осторожным прогнозам трейдеров, сегодня в Омском регионе (на элеваторах и в хозяйствах) осталось порядка 600-800 тысяч тонн пшеницы. Такие запасы однозначно будут давить на рынок. И даже если бы омская пшеница вдруг оказалась сегодня остро востребованной, то с такими объемами не справилась бы железная дорога. Железнодорожники физически не смогут вывезти из региона больше 170 тысяч тонн в месяц.

Кстати сказать, динамику спроса на омское зерно можно проследить и по объемам отгрузок. В октябре и ноябре, по данным железной дороги, из региона вывозили по максимуму — по 170 тысяч тонн. В январе отгрузки упали до 64 тысяч тонн. В феврале объемы чуть возросли и составили 99 тысяч тонн. Хорошо заметно, что предложение и сегодня превышает спрос, а ближе к посевной предложение на рынке, как правило, еще возрастает. Производители зерна, которым срочно требуются деньги на проведение посевной, при любом раскладе будут стараться распродать свои запасы.

Падение цен могла бы притормозить, конечно, государственная закупочная интервенция, аналогичная той, которая была в 2001 году. Министр ГОРДЕЕВ говорит о новой интервенции с середины февраля. По сообщениям информагентств, премьер ФРАДКОВ даже подписал распоряжение о закупках в государственный интервенционный фонд пшеницы 3 класса по цене 3 800 рублей за тонну. Правда, апрель уже наступил, а обещанной министром ГОРДЕЕВЫМ интервенции все нет.

Вполне вероятно, что в этом году высоких цен на пшеницу омские аграрии так и не увидят. Например, государственная продовольственная корпорация Казахстана, которая теперь работает и в России, фьючерсные контракты на зерно нового урожая заключает сегодня по цене 85 долларов за тонну (2 300 рублей по текущему курсу). Впрочем и среди производителей уже есть те, кто проблему перепроизводства оценивает реально.

— Кто в этом виноват, кроме нас самих? Никто нам не мешал выращивать и другие культуры, — считает Вадим ШНАЙДЕР (КФХ „Орбита“). — Понятно, что такого количества зерна просто не продать. Естественно, и цена будет падать. В Канаде зерно стоит 100 долларов за тонну. А у среднего канадского фермера, например, при урожайности чуть выше 20 центнеров с гектара себестоимость производства тонны пшеницы 35-40 долларов. И они зарабатывают даже при небольших урожаях нормальные деньги. А у нас в некоторых хозяйствах себестоимость доходит до 100 долларов.

Выход, как считает самый успешный омский фермер, в сокращении в севооборотах доли пшеницы и увеличении доли других культур. Например, кукурузы и подсолнечника, которые в нашей зоне дают неплохой урожай. У самого ШНАЙДЕРА, показатели по урожайности и себестоимости подсолнечника, как он уверяет, не хуже, чем у производителей в Ростовской области. У тех же канадских фермеров доля пшеницы в севооборотах не превышает 50%, а у некоторых еще меньше. Соответственно, зависимость от конъюнктуры зернового рынка гораздо ниже.
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.