Справка «КВ»
ООО «Страховое общество „Купеческое“ было основано в 1995 году как кэптивная компания Сибирского купеческого банка. На сегодняшний день „Купеческое“ входит в число крупнейших региональных страховых компаний, занимая 4,59% омского рынка добровольного страхования. По итогам 2004 года страховое общество „Купеческое“ собрало более 26,5 млн рублей страховых взносов и произвело выплат на 9,4 млн рублей. Компания имеет лицензии более чем на 50 видов страхования. Основные направления деятельности — страхование имущества, страхование финансовых рисков и страхование от несчастных случаев и болезней.
— Вячеслав Петрович, с чего все началось?
— Страховое общество „Купеческое“ было создано учредителями Сибирского купеческого банка. Идея была такая: чтобы учредители и клиенты банка все вопросы, связанные со страхованием, решали не со сторонними страховщиками, представляющими в большинстве своем филиалы московских компаний, а со своей страховой компанией, созданной практически тем же кругом предприятий, что и банк.
— И кто входил в этот круг?
— Первыми участниками страхового общества были ОАО „Омскхлебопродукт“, ЗАО „Омскгражданстрой“, ЗАО „Сибкорн“, ОАО „Хлеб Сибири“, некоммерческое партнерство „Санаторий “Колос» и ряд сельхозпредприятий области. Сегодня из создателей «Купеческого» в числе учредителей остались только Омскгражданстрой и Омскхлебопродукт. Крупнейшими долями страхового общества сейчас владеют ОАО «Иртышское пароходство» и торговая компания «Ариадна». Кроме них в число учредителей входят АТПП «Оша», акционерные общества «Мельница», «Омская макаронная фабрика» и «Омский Дом печати».
— С чем был связан выход Сибирского купеческого банка из числа учредителей?
— С тем, что хозяева у банка поменялись. В конце 90-х в связи с усилившейся экспансией столичных банков Сибирский купеческий банк начал испытывать определенные сложности. В принципе он достаточно нормально их преодолевал, но для того, чтобы у банка возникло «второе дыхание», нужны были определенные финансовые вливания, которые предложила Транссибнефть. Учредители банка согласились продать Транссибнефти свои доли, и уже шесть лет «Купеческое» идет своим путем, а банк — своим. Я не скажу, что с каждым годом дорога все легче, но все же пока мы ни разу не остановились.
— За последние десять лет многие омские страховщики ушли с рынка. Но только не «Купеческое». В чем секрет такого долголетия?
— Я считаю, что нас спасла мобильность, то, что мы постоянно искали что-то новое, не останавливались на достигнутом. У нас были разработаны многие страховые продукты, уникальные для Омска. Не все получилось — что-то сработало, что-то не сработало, но постоянный поиск, инициативность, стремление вводить что-то новое — только это сохранило наш коллектив. Те, кто этого не делал, ушли с рынка очень быстро. Вообще, на мой взгляд, с вступлением России в ВТО многим крупным российским страховым компаниям будет достаточно трудно конкурировать с западными страховщиками. Точно так же, как нам сейчас трудно с московскими компаниями конкурировать. Выживет только тот, кто сможет предложить что-то новое, тот, кто точно найдет свою нишу.
— Вы, я так полагаю, свою нишу нашли?
— Нашли. Мы достаточно активно занимаемся страхованием финансовых рисков. В эту область страховые компании идут не очень-то охотно, но мы все риски тщательно взвешиваем, и в принципе этот вид у нас остается прибыльным. Активно мы развиваем и страхование от несчастных случаев при потребительском кредитовании. Это тоже одно из основных направлений, которое дает возможность развиваться и другим видам.
— Какую долю рынка вы занимаете по этим направлениям страхования?
— По страхованию финансовых рисков мы первые в Сибирском регионе, а по страхованию потребительского кредитования мы по Сибири на девятом месте. В Омске, думаю, как раз на первом.
— Какие еще виды страхования вы планируете развивать?
— Вообще у нас есть идея, может быть, несколько амбициозная, но вполне осуществимая: стать страховой компанией всех омских банков. Так же, как когда-то мы были страховой компанией Сибирского купеческого банка.
— Пока эта ниша свободна?
— В общем-то, да. Ни у одного из омских банков на сегодня нет собственной страховой компании, которая бы обеспечивала комплексное обслуживание как самого банка, так и его клиентов. В этом направлении нужно поработать. Хотя сегодня банковский рынок настолько тесный, что многие банки стараются не обременять своего клиента лишней страховкой. Но я думаю, что рано или поздно все встанет на свои места.
— Вы будете предлагать банкам только страхование залогового имущества?
— Да нет, мы можем предлагать страхование тех же финансовых рисков. Потому что у банков риски невозврата кредитов тоже существуют. У нас такой продукт разработан, мы его уже вводим в действие в «Мираф-Банке». Если получится с одним банком, я думаю, и другие потянутся.
— Вам никогда не поступали предложения продать свою компанию?
— Поступали, и не раз. В принципе я бы не возражал против каких-то финансовых вливаний, да и другие учредители, думаю, тоже. Но чаще всего предложения о продаже компании поступают из других регионов. А это значит, что компания уйдет из Омска. А что будет с коллективом? Просто быть чьим-то филиалом — это нам неинтересно. Поэтому, думаю, мы еще поборемся за право самостоятельной работы на страховом рынке нашего города.
Купеческое
Андрей ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ