Елена БЕЛОУСОВА — первый офтальмолог в Омске, освоивший удаление катаракты безопасным и современным методом факоэмульсификации. За два года провела более 350 успешных операций. Корреспондент «КВ» Игорь СЕРЕБРЯКОВ беседует о самых современных методах борьбы с недугом.
— Елена Ивановна, для непосвященных: что такое катаракта?
— Катаракта — это помутнение хрусталика и ухудшение зрения вплоть до его потери.
— Какие методы лечения предлагает офтальмология?
— Существует два метода: традиционный и метод факоэмульсификации. До 1990 года у нас в стране пользовались только традиционным методом. Операция проводилась через большой разрез, около 15 мм, что опасно для зрения. Необходимо было ждать созревания катаракты, что на годы выбрасывало человека из полноценной жизни. Хирургия методом ФЭК производится без разреза. Делается прокол 3 мм, который не требует швов. Риск возникновения осложнений резко снижается. Это более безопасный, революционный и высокотехнологичный метод.
— Сколько времени занимает операция?
— Сама операция — 15-20 минут. Ей предшествует серьезная диагностика и осмотр анестезиологом. После операции час-два пациент находится под нашим наблюдением. Проводится первая перевязка. В первой половине дня уже можно идти домой. И продолжать лечение каплями. И еще одно наше преимущество: весь послеоперационный период — это месяц-полтора — пациент находится под пристальным вниманием наших специалистов. Никому его не передаем и не перепоручаем. Он приходит на осмотр к врачу, который его прооперировал. Зрение восстанавливается очень быстро. Даже больничный при ФЭК — 2-3 недели. Традиционная хирургия катаракты оставит вас дома на 1,5-2 месяца.
— Почему лечение в вашем центре предпочтительнее?
— У нас больше опыта. Мы уже два года делаем подобные операции и в совершенстве освоили технологию. Сейчас многие начинают осваивать метод ФЭК. Но в период овладения техникой этой операции неправильные манипуляции могут в доли секунды вызвать серьезные осложнения. ФЭК безопасен, только если операция проведена опытным хирургом.
— Какие гарантии вы даете пациентам?
— В 85 % случаев острота зрения пациентов после операции очень высокая. К тому же при хирургии катаракты иногда можно решить и некоторые другие проблемы пациента. Например, Галине МОЛЧАНОВОЙ, педагогу начальных классов, 57 лет, мы не гарантировали высокого зрения. Кроме катаракты у нее были выраженные изменения на сетчатке, подвывих хрусталика и близорукость высокой степени. Около 20 диоптрий. Это очень много. Мы удалили катаракту и скомпенсировали близорукость. Причем небольшую близорукость (-2) оставили, чтобы Галина Андреевна могла читать вблизи. После 40 многим становится трудно видеть на близком расстоянии. В итоге человек получил остроту зрения, которой у него никогда, вдумайтесь в это слово, не было. Она призналась: «Я никогда не видела так хорошо!».
— Это уникальный случай?
— Этот случай очень интересный, но не единственный. Однажды дочь привела отца, Сергея СОБОЛЕВА, редактора газеты. Он был абсолютно слепой, выглядел лет на 70. Катаракта очень быстро созрела на обоих глазах. Видимо, Сергей Николаевич работал до тех пор, пока еще хоть что-то видел. Вызывала страх операция и работа не отпускала. Он не верил, что кто-то вернет ему зрение. Представьте себе его состояние: человек, который привык работать, чувствовал, что он никому не нужен. Я прооперировала его в течение недели на оба глаза. После первой операции он помолодел лет на 10, после второй — на 20. Он расправил плечи, он улыбался. Оказалось, в клинику его приводила жена и ему всего 50. «Я уже работаю, я пишу! У меня столько энергии!» — сообщил он через несколько дней после операции. Катаракта была для него катастрофой. Теперь есть стимул работать, жить, любить.
— Елена Ивановна, психологически это вас поддерживает?
— Конечно. Столько радости у человека. И это радость, которую я сделала своими руками.
г. Омск, ул. 20 лет РКК, 21/4,
тел. 36-60-60, 36-60-40
www.ivz.ru
е-mail: info@ivz.ru
Лиц. Д 408582 рег. № 114 М300