— Омская область является стратегической с точки зрения взаимоотношений России и Казахстана, и в рамках этого она забирает на себя немалую часть товарооборота между Россией и Казахстаном. Поэтому мы бы хотели присутствовать в этом товарообороте, обслуживать его. А также непосредственно работать с омскими клиентами.
— Большая часть омско-казахстанского товарооборота приходится на уголь из Экибастуза. Вы собираетесь обслуживать и этот поток?
— Не только. Казахстанские бизнесмены, клиенты банка «ТуранАлем» имеют планы по развитию сельского хозяйства в Омской области. Мы готовы инвестировать вместе с ними в село.
— Вы имеете в виду Ромина Мадинова?
— Да, агроцентр «Астана». Финансирование будет производиться на платформе нашего дочернего Омск-банка, через который, кстати, только ипотечных кредитов мы выдали 20 млн рублей.
— Мы — это Омск-банк?
— Мы это «ТуранАлем», через Омск-банк.
— Останется ли название Омск-банк?
— Банк будет называться БТА Омск-банк. Мы приняли индикативный пятилетний план развития Омск-банка. И сейчас увеличиваем объемы кредитования в Омской области и через Омск-банк и напрямую.
— Почему все не через Омск-банк?
— Это небольшой банк с небольшим капиталом, поэтому он не может финансировать большие проекты.
— Кого вы уже профинансировали?
— Омские проекты агроцентра «Астана» — это порядка 30 млн долларов. На 25 млн долларов — проекты Омской химической компании. Есть схема по финансированию НПО «Мостовик» через документарные операции — это порядка 18 млн долларов.
— Агроцентр «Астана»... — имеется в виду ОАО «Мельница»?
— Да «Мельница», «Сибирский хлеб» и ряд других проектов, связанных с производством зерна. Кроме того, у нас есть и другие клиенты, имеющие интересы в Омской области — на элеваторах, на перегрузочных мощностях.
— Например?
— Зерновая компания «Настюша», наш стратегический партнер, с которым мы в паре работаем и в России, и в Казахстане. Сделки рождаются по ходу. Мы только недавно пришли в Омскую область, и к нам уже поступило немало интересных проектов. И это только начало, потому что сегодня банк подписал меморандум с правительством Омской области о сотрудничестве. Этот документ открывает новые перспективы. Есть, в частности, у нас и проекты строительства в Омске жилых кварталов.
— Предполагаются ли перемены в руководстве Омск-банка?
— Уже сегодня там появились риск-менеджер, заместитель по корпоративному управлению, будут и другие перемены — мы используем наш кадровый опыт.
— ЧЕРНИН останется председателем правления?
— Конечно. Но весь корпоративный бизнес будет курироваться непосредственно из банка «ТуранАлем». Таковы были условия сделки.
— Приграничные территорииКазахстана не ограничиваются Омской областью, у вас есть аналогичные планы на других территориях?
— У нас есть интересы по развитию банка «ТуранАлем» в Оренбурге, Астрахани, в Челябинске.
— Покупка существующих там банков?
— Как минимум создание представительств, как максимум — появление дочерних банков. Прямо из Омска я улетаю в Челябинскую область, где тоже будет подписан меморандум с губернатором.
— С чем связано ваше интенсивное расширение бизнеса на соседние страны?
— Мы идем за своими клиентами. Они развиваются на территории России. Мы идем сюда же, помогая им. Но инвестируем и в российский бизнес. Нам тоже необходимо развиваться. Мы широко работаем на территории России. Есть дочерние банки в Москве, на Украине и в Белоруссии, представительства в Киргизии, Таджикистане, Узбекистане. Со временем все дочерние банки структурируются в одно целое. Но это — далекое будущее. К нему надо прийти. Все наши банки будут развиваться пока в отдельности, чтобы потом они друг с другом могли сойтись как матрицы.
— Чувствуется ли разница между тем, как бизнес развивается в России и как — в Казахстане?
— В России выше уровень государственного регулирования бизнеса. Где-то это помогает, где-то мешает.
— Кто оценивает возможность кредитования того или иного омского заемщика? Специалисты Омск-банка?
— Все решения по клиентам, особенно крупным, будут приниматься в головном банке. У нас отработана система управления рисками, которой еще нет в России.
— Крупным — это начиная с какой суммы?
— В принципе мы и сейчас рассматриваем практически все проекты.