5 мая САЕНКО со своим помощником поехал в Тевриз, где обсудил с руководством района вопросы газификации, а также совершил ознакомительные поездки. После чего гости отправились в Бакшеево, к ЧУЛАНОВУ домой. Видимо, поужинать. В селе жила семья главы района: жена Наталья, сын Александр и дочь Полина. Трагедия произошла при выезде на трассу Омск — Тевриз, когда машина, где находились САЕНКО, ХОМЕНКО, ЧУЛАНОВ и ЕЛИСТРАТОВ, возвращалась из села. Через некоторое время после аварии к месту ДТП подъехала машина из Тевриза, которая, по предварительной договоренности, должна была отвезти Ивана ЧУЛАНОВА в райцентр. В ней были его заместители Анатолий НИДЕРГВЕЛЬ, Владимир ГОРЕВ и председатель райсовета Николай ГАВРИЛЯШОВ.
Версия первая
(милицейская)
По официальной информации пресс-службы УВД Омской области, в 19 часов 15 минут в двух километрах от села Бакшеево при выезде на трассу Омск -Тевриз автомобиль «Тойота-Ленд-Крузер» под управлением ЕЛИСТРАТОВА, следуя со скоростью 30-40 км/ч, резко затормозил, пересек дорогу и опрокинулся в придорожный кювет глубиной около двух метров. Перевернувшись вверх колесами, машина с автоматически заблокированными дверями полностью скрылась под водой. Все находившиеся в салоне погибли. Согласно проведенной в Таре судебно-медицинской экспертизе, предварительная причина смерти — утопление.
Версия вторая
(прокурорская)
Как рассказал прокурор Тевризского района Дмитрий ТАРАСОВ, машина, выехав с проселочной дороги на трассу, резко повернула влево, не вписалась в поворот и съехала на обочину. Проехав по ней несколько метров, джип перевернулся и, двигаясь по инерции, оказался в воде. Все находившиеся в автомобиле погибли.
По словам прокурора, подушек безопасности он в машине не видел. Более того, выяснилось, что двери машины не были заблокированы. «Вполне возможно, что в момент аварии двери действительно заблокировались, но потом блокировка отключилась, — сказал он. — Все зависит от комплектации машины. В некоторых блокировка дверей срабатывает при запуске двигателя или при ударе на той или иной скорости».
Версия третья
(очевидца)
По словам заместителя главы администрации Тевризского района Анатолия НИДЕРГВЕЛЯ, авария произошла возле перекрестка проселочной дороги и трассы Омск -Тевриз. Машина выехала с проселка и, проехав несколько метров по трассе, ушла юзом в кювет, несмотря на то, что грязи на обочине не было.
«Метрах в шестидесяти от перекрестка есть остановка, — уточнил НИДЕРГВЕЛЬ. — Стоявший там человек, остановил нас и рассказал, что буквально минут десять назад в кювет упала машина. Странно, почему он не пошел людям на помощь. Мы сразу поехали к месту аварии. Из воды были примерно до половины видны передние и задние колеса. Мы бросились в воду, чтобы спасти людей. Вода ледяная. Двери заблокированы не были. Вытащили троих. Минуты за полторы. САЕНКО не смогли вытащить, хотя подныривали несколько раз. Не нашли его сразу. Потом выяснилось, что он, сидя впереди на пассажирском сиденье, завалился в сторону водителя и оказался внизу, почти между сиденьями».
Как рассказал НИДЕРГВЕЛЬ, у автомобиля были разбиты два задних окна, расположенных над багажником. По его мнению, они могли разбиться от удара, когда машина падала.
Версия четвертая
(автомехаников)
«КВ» выяснили, какой именно была марка машины — «Тойота-Ленд-Крузер-Прадо». Практически все машины такой марки имеют высоту 187 сантиметров, некоторые — 185,5 см. Если учесть, что колеса опрокинувшейся машины были скрыты водой только до половины, получается, что глубина в кювете была примерно 1,5-1,6 метра.
Сообщив работникам автоцентров, специализирующихся на «Тойоте-Ленд-Крузер» подробности ДТП и марку машины, попавшей в аварию, «КВ» поинтересовались, насколько вероятно подобное ДТП. Прежде чем высказывать какие-то версии, автомеханики оговорились, что, не зная техническое состояние машины и не видя место происшествия, сложно предположить картину случившегося.
Мнения специалистов разделились. Одни считают, что при скорости 30-40 километров в час такое невозможно. Машина, как они сказали, не пошла бы юзом, потому что у нее есть антиблокировочная и антипробуксовочная системы. Что касается подушек безопасности, то у «Тойоты-Ленд-Крузер-Прадо» они установлены в основном спереди: у водителя и пассажира. При перевороте машины боком они бы не сработали. Что касается дверей, то если даже в момент аварии система блокировки и сработала, то потом ее можно было бы открыть изнутри машины вручную.
Пожелав остаться неназванными, специалисты подчеркнули, что им непонятно, как такое вообще могло произойти. Почему никто из четверых не мог выбраться из машины? Ведь проводились эксперименты, когда люди могли вылезти из машины, правда, с целыми окнами, находившейся на глубине 15 метров. Профессиональные водители тем более знают, что если автомобиль затонул, то, чтобы из него выбраться, надо ударить по стеклу острым тонким предметом: отверткой или шилом. Тогда стекло лопнет и его можно будет выдавить.
Версия пятая
(специалистов автоцентров)
Те, кто утверждал, что «Тойота-Ленд-Крузер-Прадо» не могла перевернуться, допустили только один случай, когда машина могла бы упасть. Если бы на колесах была грязь и автомобиль резко выехал на сухую поверхность, то его могло бы занести. Другие специалисты, и таких было больше, сказали, что «Тойота-Ленд-Крузер-Прадо» могла перевернуться и при скорости 10 километров в час. По их словам, «Ленд-Крузеры» вообще очень неустойчивы из-за того, что они высокие и у них смещен центр тяжести.
По одной из высказанных версий, если бы машина резко выехала по крутому подъему на трассу даже при скорости 30 километров в час, ее подкинуло бы и раскачало. Пытаясь выравнять автомобиль, водитель мог резко повернуть. После чего центр тяжести машины сместился бы на правую сторону и автомобиль съехал бы на обочину и по инерции перевернулся.
P.S. Прокурор Тевризского района Дмитрий ТАРАСОВ сообщил, что по факту трагедии назначена автотранспортная экспертиза, результаты которой станут известны примерно через месяц. Также возбуждено уголовное дело. Если выяснится, что виноватым был водитель, то дело закроют по причине его смерти.
Александр ЦАПИН