Сергей ЖУКОВ, постоянно проживающий в Эстонии и не имеющий российского гражданства, приехал в Новосибирск в сентябре 2004 года. Там он через две фирмы-однодневки, зарегистрированные в Москве и Санкт-Петербурге, организовал ООО «Норд Инвестмент Сибирь» с филиалами в Омске, Красноярске, Барнауле, Иркутске, Кемерове и Новокузнецке.
Во всех городах пошла активная рекламная кампания. И уже в начале 2005 года в компанию потянулись желающие получить супервыгодный кредит. Но уже в конце июня 2005 года в Новосибирске появились слухи, что деятельность «Норд Инвестмента» проверяет ОБЭП, а 4 июля прошла официальная информация о задержании Сергея ЖУКОВА.
По словам оперативного сотрудника УБЭП ГУВД Новосибирской области Сергея ШЕСТАКОВА, «Жуков приехал сюда (Новосибирск — прим. „КВ“), у него было пятьдесят тысяч долларов. Его прибыль составила 40 миллионов рублей. И это — ничего не делая».
Новосибирские оперативники выяснили, что деньги похищались через многоходовую комбинацию. Сначала деньги поступали на счет в банк, а уже через 40 минут обналичивались во Франции с использованием пластиковых карт и интернет-системы управления счетами.
Кроме того, преступники продумали свою защиту до мелочей. В офисе в Новосибирске стояли веб-камеры, через которые главарь банды, находившийся предположительно в Риге, через Интернет в реальном времени узнавал о происходящем в офисе Новосибирска. Поэтому, как только в новосибирском «Норде» появилась милиция, это сразу стало известно всем остальным, участвующим в афере.
В Омске потерпевшие о мошенничестве «Норд Инвестмента» узнали не сразу. Ирина З. вместе с мужем в феврале 2005 года обратилась в «Норд». Семья из трех человек (муж, жена и малолетний ребенок) давно хотела купить квартиру, но ежемесячный доход семьи стал камнем преткновения для получения ипотечного кредита в банке или через ипотечные агентства. В «Норде» им предложили внести первый взнос — 100 145 рублей. Таких денег у семьи не было, тогда они взяли кредит в Сбербанке — $ 3 600 на пять лет — и благополучно 26 апреля перечислили сумму на счет «Норд Инвестмента».
6 июня, позвонив в компанию, они узнали, что есть положительное решение о выдаче им кредита. Заключить договор и купить квартиру Ирина с мужем могли лишь 29 июля. До этого дня, для подтверждения своей платежеспособности, они должны были на свой лицевой счет в любом омском банке перечислить заработную плату мужа три раза каждые 25 дней (10 июня, 5 июля, 29 июля). Затем принести выписки с лицевого счета в «Норд», только тогда им могли выдать кредит.
Но 30 июня Ирина прочитала в Интернете про закрывшийся в Новосибирске «Норд Инвестмент». 1 июля она стала звонить в омский филиал, но телефон не отвечал. Вечером муж зашел в офис и обнаружил на дверях записку «Закрыто на десять дней». Тогда Ирина позвонила в барнаульский и иркутские офисы «Норда», там все еще работало.
В этот же день Ирина позвонила в милицию, но там посоветовали пока никуда не обращаться и подождать десять дней. Тогда Ирина позвонила новосибирским оперативникам. Там ей сообщили, что еще неделю назад (примерно 27 июня) отправляли в Омск информация по «Норд Инвестменту». Из ОБЭПа Ирине позвонили 6 июля и предложили написать заявление, а также сообщили, что деньги, скорее всего, вернуть не удастся.
Омские сотрудники правоохранительных органов оказались менее откровенны, чем новосибирские. Начальник пресс-службы УВД Омской области Ольга ВАСИНА сообщила, что фирму «Норд Инвестмент» омские правоохранительные органы проверяли еще до инцидента в Новосибирске. Сейчас идет изъятие документов, кроме того, собранная омскими оперативниками информация, скорее всего, будет приобщена к материалам уголовного дела, возбужденного в Новосибирске. По своему опыту оперативники знают, что «гастролеры», так на профессиональном языке называют подобных мошенников, никаких денег не вернут.
Справка «КВ»
В действительности существует банк с названием — «Nordic Investment Bank». (Кстати, в названии скандинавских фирм чаще фигурирует именно «Nordic», «Nord» — англоязычное слово). Банк организован пятью скандинавскими государствами — Данией, Финляндией, Исландией, Норвегией и Швецией. Создан был для того, чтобы стимулировать развитие делового сотрудничества в Скандинавском регионе. «Nordic Investment Bank» уже давно работает с «Норильским никелем», а также с Петербургским (!) промышленно-строительным банком, с Внешторгбанком, с ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», администрацией Калининградской области.
Арсений ЕГОРОВ