Все рубрики
В Омске вторник, 5 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 97,5499    € 106,1426

Если милиция нагрянула на предприятие...

24 августа 2005 13:14
0
1418

Не ждали?

Напомним, что в прошлом году государство впервые порадовало предпринимателей публичностью в сфере борьбы с налоговыми правонарушениями и преступлениями. Сначала был зарегистрирован Минюстом совместный приказ МНС РФ и МВД РФ (№76/АС-3-06/37), которым утверждены три инструкции о порядке взаимодействия двух этих ведомств по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений. А чуть позже был официально опубликован приказ МВД № 177, которым утверждалась инструкция о порядке проведения проверок налогоплательщиков сотрудниками милиции (см. «КВ» от 2 июня 2004 года).

Все это поставило правоохранительные органы в довольно жесткие рамки, поскольку их действия не становились неожиданностью для предпринимателей. К тому же у предпринимателя появилась реальная возможность отстоять свои законные права, что и показала в итоге судебная практика. Порядок взаимодействия между налоговиками и милицией остался пока прежним. Зато правоохранительным органам, как считает Светлана МЯСОЕДОВА, законодатели в этом году существенно облегчили жизнь.

Не лишним будет напомнить, что при назначении проверки органами внутренних дел выносится мотивированное постановление, подписанное уполномоченным должностным лицом. В этом постановлении обязательно должна быть отражена цель проверки. То есть правоохранительные органы не могут появиться на предприятии с абстрактной целью, типа что-то проверяю, но сам пока еще не знаю что. Законодатели определили однозначно, что правоохранительные органы могут появиться на вашем предприятии только в том случае, если у них есть какие-либо данные, указывающие на признаки преступления. Не административного правонарушения, как раньше, а именно преступления.

В постановлении должен быть отражен и состав сотрудников, проводящих проверку или ревизию. Если в ходе проверки состав сотрудников изменился, то должно выноситься дополнительное постановление. Причем сотрудники милиции обязаны под роспись ознакомить налогоплательщика с этим документом и оставить копию. Права вам тоже должны разъяснять под роспись. И помните, что никто не может ограничить руководителя проверяемого предприятия или частного предпринимателя в праве лично присутствовать во время проведения проверки.

Началом проведения проверки или ревизии теперь будет считаться не дата предъявления налогоплательщику соответствующего постановления, а дата его вынесения. Если постановление датировано прошлым четвергом, а сотрудники милиции пришли на ваше предприятие только в понедельник — это их проблемы. В любом случае, срок проведения налоговой проверки или ревизии Закон «О милиции» ограничивает 30 днями. Впрочем по срокам законодатель явно облегчил работу правоохранительным органам (раньше проверка, согласно ст. 144 УПК, должна была завершаться за 10 дней, а на 30 дней ее мог продлить только прокурор). За нарушение сроков, как пояснила Светлана МЯСОЕДОВА, по-прежнему никакой серьезной ответственности для сотрудников милиции не предусмотрено.

«Опечаток» не будет

В ходе проверки сотрудники милиции теперь имеют право (п. 25 ст. 11 ФЗ «О милиции»):

— осматривать производственные, складские, торговые и иные служебные помещения налогоплательщика, иные места хранения и использования имущества, а также транспортные средства;
— изучать и изымать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность;
— изымать отдельные образцы сырья, продукции и товаров, необходимые для проведения исследований и экспертиз.

Помните, что осматривать производственные, торговые, складские и прочих служебные помещения сотрудники милиции могут только в присутствии представителя проверяемого предприятия, а также в присутствии двух понятых. Это же касается и осмотра транспортных средств. Если есть сомнения в независимости понятых, вы имеете полное право потребовать приглашения других людей в качестве понятых.

Кстати, если до принятия новой редакции закона правоохранительные органы могли без объяснений изымать любые образцы сырья и продукции, то теперь они обязаны мотивированно обосновать эти действия. Изымать у предпринимателя образцы сырья, продукции и товаров можно только в том случае, если эти образцы требуются для проведения исследований или экспертиз.

Все вышеперечисленные действия сотрудников милиции, по словам Светланы МЯСОЕДОВОЙ, должны быть обязательно отражены в постановлении о проведении проверки или ревизии. Если в постановлении их нет, должно выноситься отдельное постановление об их проведении. Вообще, вчитывайтесь в предъявляемые вам документы внимательно. У вас тоже есть права, которые сотрудники милиции не должны нарушать.

И самое главное нововведение. Раньше сотрудники милиции в процессе проведения проверки, ревизии или инвентаризации могли опечатать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей на срок до 7 суток. Понятно, что это сильно осложняло работу предприятия. В новой редакции Закона «О милиции» этой нормы нет. В этом вопросе законодатели пошли навстречу предпринимателям. Теперь у милиции вообще нет права что-либо опечатывать. Даже на короткий срок.

Забрать могут всё

На таком актуальном вопросе, как изъятие документов по ходу проведения проверки или ревизии на предприятии, стоит остановиться подробней. Тем более что прав у милиции стало намного больше. Как пояснила Светлана МЯСОЕДОВА, п. 25 ст. 11 Закона «О милиции» дополнился теперь расширенным перечнем документов, которые сотрудники милиции имеют право изымать в рамках налоговой проверки или ревизии. Если раньше милиция могла затребовать документы лишь касающиеся материальных ценностей и денежных средств, то теперь она вправе изымать любые документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность. То есть практически все. Кроме разве что личной переписки.

Причем если до этого сотрудники милиции могли изымать документы только в том случае, если они засомневались в их подлинности или опасаются, что «документы могут быть уничтожены, сокрыты, заменены или изменены», то теперь закон им позволяет забирать документацию без всяких мотивировок. Бери что хочешь, в общем, и никому ничего объяснять не нужно. Такая вот свобода. Единственное неудобство для милиции, что при изъятии подлинников сотрудники правоохранительных органов обязаны теперь оставить предпринимателю копии, заверенные собственноручно должностным лицом, которое осуществляет проверку.

Так что сваливать бухгалтерскую «первичку» в коробки и мешки будет все же затруднительно. Каждый оригинальный документ сотруднику милиции придется теперь откопировать на ксероксе и на нем расписаться. А если у вас нет собственного ксерокса, господа предприниматели, или неожиданно закончился порошок в картридже, законодатели предусмотрели и такой вариант. В этом случае сотрудники милиции обязаны скопировать документы там, где им удобно, но они все равно обязаны обеспечить вас заверенными копиями. И не позднее, чем через пять дней после изъятия оригиналов. Не забудьте, кстати, что при изъятии обязательно должен составляться протокол, а на изъятые документы в любом случает должна быть опись.

Существенное нововведение, что милиция теперь вправе потребовать от предпринимателя предоставления в пятидневный срок копий любых необходимых ей документов, касающихся финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности предприятия. Правда, эту норму нельзя трактовать вольно. В законе есть оговорка, что потребовать милиция имеет право только в том случае, если предприятие стало объектом проверки или ревизии. То есть, когда руководитель предприятия или индивидуальный предприниматель уже получил под роспись соответствующее постановление. В общем, вы не обязаны бросаться копировать всю «первичку» по телефонному звонку или невнятному запросу от сотрудника правоохранительных органов, который даже забыл представиться.

Кстати, в прежней редакции п. 25 ст. 11 Федерального закона «О милиции» было отмечено, что документы сотрудники милиции могут изымать лишь временно — не более чем на 7 суток. В новой редакции слово «временно» исчезло вообще.

Прошло 30 дней...

Результат проверки или ревизии милиция должна по истечении 30 дней оформить соответствующим образом, то есть составить акт в трех экземплярах. Один экземпляр акта вам должны вручить под роспись. Можно, конечно, не подписывать акт и даже отказаться от его получения, но это никакой роли не сыграет. Милиция просто вышлет его на следующий день по почте заказным письмом с отметкой, что руководитель предприятия отказался подписать.

Если в результате проверки подтвердятся данные, указывающие на признаки преступления, то материалы направляются для возбуждения уголовного дела. Но не каждая проверка или ревизия обязательно завершается возбуждением уголовного дела. Об этом не нужно забывать. Может так случиться, что вообще никаких нарушений законодательства правоохранительным органам обнаружить не удастся. В этом случае составляется акт о завершении проверки в связи с «неустановлением нарушений законодательства Российской Федерации».

Если признаки преступления не выявлены, но нарушения налогового законодательства на предприятии все же имеются, то материалы проверки милиция в трехдневный срок обязана направить в налоговые органы, которые будут принимать дальнейшие решения по наказанию налогоплательщика, который допустил нарушение налогового законодательства. Но это уже не уголовное преступление, а административное правонарушение. Максимум, что вам за него грозит, это штраф.


Четыре врезки
Признаки налогового преступления

Преступными считаются следующие нарушения налогового законодательства (ст. 198, 199 УК РФ):

— непредставление налогоплательщиком — физическим лицом — налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствие с законодательством РФ обязательно, либо включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, повлекшее за собой неуплату налогов (сборов) в сумме, составляющей за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100 тысяч рублей, при условии что доля неуплаченных налогов (сборов) превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов (сборов), либо превышающей 300 тысяч рублей;

— непредставление организацией-налогоплательщиком налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствие с законодательством РФ обязательно, либо включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, повлекшее за собой неуплату налогов (сборов) в сумме, составляющей за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тысяч рублей, при условии что доля неуплаченных налогов (сборов) превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов (сборов), либо превышающей 1 500 тысяч рублей;

— неисполнение налоговым агентом в личных интересах обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов (сборов), подлежащих в соответствие с законодательством исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в бюджет, в сумме, составляющей за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тысяч рублей, при условии что доля неисчисленных, неудержанных, неперечисленных налогов превышает 10% подлежащих исчислению, удержанию и перечислению сумм налогов (сборов), либо превышающей 1 500 тысяч рублей;

— сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно было быть произведено взыскание недоимки по налогам (сборам), совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в размере, превышающем 250 тысяч рублей.

Информация о том, что совершено налоговое преступление, может появиться у правоохранительных органов из разных источников, в том числе оперативных. Также информацию могут представить налоговики, которые получили ее в ходе изучения финансовых документов во время выездной налоговой проверки.

Полномочия
органов внутренних дел и налоговых органов
в сфере пресечения налоговых правонарушений

Налоговые органы

Сфера деятельности: соблюдение юридическими и физическими лицами налогового законодательства.

Налоговые органы имеют право (п. 1 ст. 31 НК РФ):

— требовать от налогоплательщика документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;

— проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ;

— производить выемку документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, при проведении налоговых проверок в тех случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

— вызывать в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов или в связи с налоговой проверкой;

— осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

— взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ;

— предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения налогового законодательства;

— возбуждать дела об административных правонарушениях за нарушение налогового законодательства.

Органы внутренних дел

Сфера деятельности: предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений, в том числе налоговых преступлений, предусмотренных статьями УК РФ.

Сотрудники милиции имеют право:

— участвовать в выездных налоговых проверках совместно с налоговыми органами и по запросу налоговых органов;

— получать сведения, составляющие налоговую тайну;

— осуществлять оперативно-следственные мероприятия в рамках оперативно-розыскной деятельности и уголовного судопроизводства (УПК РФ, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Сотрудники милиции не вправе:

— самостоятельно проводить какие-либо проверки юридических и физических лиц по соблюдению ими налогового законодательства, если у них нет достаточных данных, указывающих на наличие признаков преступления, связанного с нарушением налогового законодательства (п. 35 ст. 11 ФЗ «О милиции»).

Как отстаивать свои права

1. Действия сотрудников милиции могут быть обжалованы в вышестоящие органы внутренних дел, а также в прокуратуру.

Сотрудников милиции, напомним, можно привлечь не только к дисциплинарной, но и к уголовной ответственности. В частности, за превышение сотрудниками милиции своих полномочий, повлекшее нарушение законных прав и интересов налогоплательщика. Уголовная ответственность предусмотрена за использование сотрудниками милиции служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из личной заинтересованности, а также за внесение в официальные документы заведомо ложных сведений из корыстных целей (ст. 285, 286, 292 УК РФ).

2. Правомерность действий сотрудников милиции можно оспорить в суде.

Обязанность доказывания законности оспариваемых действий должностных лиц органов внутренних дел возлагается в данном случае на сами органы внутренних дел (ч. 1 ст. 65 АПК РФ). Срок обращения в суд с таким иском — не позднее трех месяцев с того дня, когда стало известно о нарушении прав и законных интересов налогоплательщика (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

8 полезных советов предпринимателю
от юрисконсульта юридической корпорации «Омск» Светланы МЯСОЕДОВОЙ

1. Милиция не имеет права проверять предприятие просто так. Единственный повод для проверки предприятия правоохранительными органами — это наличие достаточной информации о том, что в вашей организации имеет место быть налоговое преступление.
2. Не паникуйте. Преступник — это лишь тот человек, которому суд вынес приговор. В данном случае еще нет даже уголовного дела. А подозрения милиции о наличии налогового преступления могут не подтвердиться.
3. Милиция теперь имеет право потребовать от вас копии документов, касающихся финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, но только в том случае, когда предприятие стало объектом проверки или ревизии. То есть когда вы уже получил под роспись соответствующее постановление. Вы не обязаны бросаться копировать папку со всеми договорами или всю бухгалтерскую «первичку» по телефонному звонку или невнятному запросу от сотрудника правоохранительных органов, который даже забыл представиться.
4. Прежде чем подписать любой документ, полученный от сотрудника милиции, внимательно его изучите.
5. Не отказывайтесь подписывать протоколы — это не поможет. Наоборот, старайтесь зафиксировать в них свои конкретные замечания и возражения на действия сотрудников милиции. Даже если это будут всего несколько слов на полях документа, они могут сыграть существенную роль в дальнейшем, когда вам придется отстаивать свою правоту в суде.
6. Фамилии проверяющих, имя, отчество, должность и номера их служебных удостоверений нужно всегда записывать. Во-первых, такая процедура дисциплинирует сотрудников милиции, а во вторых, эти сведения могут пригодиться в дальнейшем. Особенно если возникнет необходимость опротестовать в суде действия конкретного сотрудника. Не исключено, что их может оказаться больше, чем указано в постановлении о проведении проверки или ревизии. Или фамилии окажутся иными. Это хороший повод для обращения в суд.
7. Помните, что доказательства, полученные с нарушением УПК, не могут быть положены в основу обвинения. Если вы докажете в суде, что сотрудники милиции получили доказательства с нарушением закона, то не будет и никакого уголовного дела.
8. Вы не обязаны ходить в милицию, если вас не вызывают повесткой. Телефонный звонок еще не повод для того, чтобы бежать в милицию и давать там какие-либо пояснения.
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.