Сегодня официально опубликовано постановление мэра Омска Виктора ШРЕЙДЕРА, которым он утвердил новую маршрутную сеть для пассажирского транспорта, работающего в режиме маршрутного такси, рожденную в недрах городского департамента транспорта. Директор департамента Владимир ГУБЕР давно обещал обрезать частным перевозчикам половину «ГАЗелей». И сделал. Вместо 3 500 машин, которые сегодня ежедневно выходят на городские маршруты, в скором времени останется всего 1 557.
Непростая ситуация на рынке пассажирских перевозок тянется, напомним, еще с 2003 года. Все это время конфликты между частными перевозчиками и муниципалитетом то затихали, то разгорались с новой силой. В 2004 году (после очередной серии скандалов) отрегулировать транспортный рынок взялась городская дума. Тогда Горсовет внес соответствующе поправки в правила организации транспортного обслуживания и утвердил новую маршрутную сеть. Не помогло. В июне 2005 года Горсовет отказался от этой затеи и передал полномочия по утверждению маршрутной сети Виктору ШРЕЙДЕРУ. Кстати, предыдущий омский мэр Евгений БЕЛОВ тоже был не прочь порулить на этом рынке, но, видимо, ему для проталкивания аналогичного решения через Горсовет не хватило харизмы.
В общем, как и обещал на своей пресс-конференции 22 июля директор департамента транспорта Владимир ГУБЕР, новую схему успели подготовить к 10 августа (подробности см. в «КВ» от 27 июля 2005 года). А перед уходом в отпуск Виктор ШРЕЙДЕР успел ее утвердить своим постановлением № 385-п. Как пояснили корреспонденту «КВ» в департаменте транспорта, частным перевозчикам не придется менять схемы движения в один момент. То есть завтра. Постановление вступило в силу после опубликования, но изменения в транспортной схеме города будут проводиться поэтапно. Сначала новые маршруты выставят на открытый конкурс и с победителями заключат соглашения. Предполагается, что таких конкурсов будет девять. Они пройдут в департаменте муниципального заказа с 28 сентября по 23 ноября 2005 года.
Даже после беглого ознакомления с новой маршрутной сетью можно смело утверждать, что она получилась именно такой, как обещал Владимир ГУБЕР. Главный городской транспортник слов на ветер не бросает. Правда, не совсем понятно, как быть теперь пассажирам секвестированных маршруток, мнения которых городские чиновники опять не спросили. По меньшей мере, наивно предполагать, что в октябре все омичи послушно пересядут в «просторные муниципальные автобусы большой вместимости», а владельцы «ГАЗелей» от огорчения переквалифицируются в дворники. Значит, не миновать очередного скандала.
Показательна реакция президента АТК «Автолайн» Ивана МЕНЯЙЛОВА и председателя правления Омского союза автоперевозчиков (ОСА) Андрея ФЕДОРОВА. Оба узнали об утверждении мэром новой маршрутной сети только из прессы. Чиновники муниципалитета не сочли необходимым даже обсудить этот непростой вопрос с крупнейшими операторами омского рынка маршрутных перевозок (две транспортные структуры контролируют вместе приблизительно 2 500 «ГАЗелей» из общего количества в 4 000).
— Пока я не могу ничего сказать, — пояснил «КВ» Иван МЕНЯЙЛОВ. — Нужно внимательно изучить этот документ, а потом уже делать выводы.
Иван МЕНЯЙЛОВ обратил внимание в качестве примера лишь на один из маршрутов АТК «Автолайн» — № 414, который проходит от 21-й Амурской до мехзавода в Старом Кировске. Если сегодня на этом маршруте работает больше 50 машин, то в планах мэрии оставить на линии всего 19 «ГАЗелей». Получается, что под сокращение попадает не половина маршруток, а почти две трети. Куда-то исчез из новой маршрутной сети и маршрут № 335 (от улицы Стрельникова до железнодорожного вокзала), на котором работают машины ОСА. По данным обследования, проведенного специалистами СибАДИ, этим маршрутом ежедневно пользуются 4,5 тысячи омичей.
Андрей ФЕДОРОВ считает, что с принятием новой маршрутной сети явно поторопились. У Омского союза автоперевозчиков тоже готова программа по выводу пассажирского автотранспорта из состояния жестокого кризиса, которая разрабатывалась совместно с учеными и специалистами из СибАДИ (подробности см. в «КВ» от 20 июля 2005 года). По словам Андрея ФЕДОРОВА, реализация этой программы позволит решить те же задачи, о которых говорят в мэрии: разгрузить основные транспортные узлы, охватить маршрутами новые микрорайоны, сократить количество «ГАЗелей» путем перехода частных перевозчиков на автобусы большой вместимости. Главное отличие в том, что это же самое ОСА предлагает сделать постепенно и менее болезненным способом.
— Мы уже два года говорим, что нельзя делить перевозчиков на частных и муниципальных, плохих и хороших, — говорит Андрей ФЕДОРОВ. — Мы единый транспортный комплекс. Для чего ОСА стал инициатором разработки модуля «Расписание» и компьютерной программы «Маршрутная сеть», которые позволяют согласовать графики всего пассажирского транспорта? Ведь только от согласования графиков доходность муниципального транспорта возрастет сразу на 30%. Вот это и есть оптимизация.
Свои предложения и основательный отчет по научно-исследовательской работе «Координация работы всех видов пассажирского транспорта на маршрутной сети города Омска» был, по словам Андрея ФЕДОРОВА, передан 10 августа Виктору ШРЕЙДЕРУ. Надо думать, документы не дошли до адресата, поскольку в тот же день мэр подписал вариант, предложенный ему департаментом транспорта.