— Странно, что именно наш город стал лучшим в области въездного туризма, ведь Омск вроде не является «туристической Меккой» России?
— Многие считают, что Омский регион неинтересен для туристов, но у нас есть что посмотреть. Это непосредственно сам город Омск с его богатой историей и культурным наследием, возрожденный Ачаирский монастырь, уникальный поселок Большеречье с единственным в России зоопарком в сельской местности, Муромцевский район. Все это мы стараемся представить как туристам, приезжающим в Омск на несколько дней, так и при транзитным иностранным гостям путешествующим на специализированных туристических поездах «Ориент-экспресс», «Президент-экспресс» и «Русь-экспресс» по маршруту Москва — Пекин — Москва.
А с 2003 года «Евразия-тур» является официальным партнером бельгийской продюсерской компании «Конакна Продакшн». Она снимает телевизионное реалити-шоу «Пекинский экспресс», участников которого мы принимаем, размещаем и обслуживаем в Омске. Игроки автостопом добираются от Москвы до Пекина. Учитывая маршрут, телезрители в Бельгии, Голландии, Германии и Франции подробно знакомились с Омском, Большереченским и Муромцевским районами. Если в Екатеринбурге и Новосибирске участники шоу проводят всего один день, то у нас — целых пять.
— Каковы объемы въездного туризма по вашей компании?
— В последние 2 — 3 года наша компания стабильно принимает в Омском регионе 1,5 — 2 тысяч человек за год. Это не только иностранцы, но и приезжие из других регионов России и ближнего зарубежья. Компания сама разработала для них несколько туров, экскурсионные программы по Омску и районам области. Если говорить о перспективах, то наши дальнейшие планы связаны с очень интересными местами на севере области в Муромцевском, Седельниковском, Тарском, Знаменском районах. Там есть определенная «изюминка», которая может привлечь гостей — экологически чистые природные заповедники, озера метеоритного происхождения, аномальные территории в районе деревни Окунево. Об этих местах уже знают не только в России, но и за рубежом. Поэтому хотелось бы это направление развить гораздо сильнее. Туристы туда уже едут, но не в очень большом количестве — негде размещаться. Необходимы небольшие гостиницы или базы отдыха круглогодичного цикла, позволяющие одновременно принять хотя бы 20 — 40 человек. А сейчас мы можем принять группу максимум в пять человек с сопровождающим и гидом-переводчиком. Чтобы решить эту проблему, нам кажется необходимым, чтобы администрации области и этих районов подготовили соответствующие инвестиционные предложения, с тем чтобы привлечь инвесторов. В этом заинтересованы даже наши постоянные клиенты, например москвичи, которые говорят: мы можем здесь вложить свои деньги, но нам нужны ясные правила «игры».
Решив эту проблему, можно «раскручивать» Омскую область, как привлекательный с точки зрения туризма регион. Опыт такой «раскрутки» в нашей стране уже есть, например Великий Устюг, где придумали, что их город — это родина Деда Мороза. Они успешно осуществили этот проект и принимают за год до миллиона туристов. В нашу деревню Окунево летом съезжаются до 10 тысяч человек из разных стран. Приезжающие устраивают палаточные лагеря, и им все равно, как и где жить. А если тур создавать специально, для гостей должны быть созданы нормальные условия проживания. Если этот вопрос будет решен, мы сможем принимать туристов не только летом, но и в течение всего года.
Кроме того, с 1999 года «Евразия-тур» фрахтует теплоход «Римский-Корсаков» — единственное судно туристического класса в Обь-Иртышском бассейне. У нас есть опыт обслуживания иностранных туристов во время круизов. В частности, на теплоходе проводились международные фестивали финно-угорских народов. Но мы хотим еще создать новый туристический маршрут Омск — Салехард — Омск, по которому путешествовали бы иностранные туристы.
— Бывает, что ваши клиенты предъявляют какие-то неординарные требования?
— Мы принимали заказы на поездки до Большеречья на катере и заявки на путешествия вертолетом. Однажды наш постоянный клиент-москвич заказал вертолет и дорогие джипы, чтобы в ста километрах от Тары увидеть заброшенный скит, а потом попасть в отдаленную деревушку. Затем ему понадобился и особый итальянский плот, чтобы сплавиться по реке. Плот пришлось специально покупать и включить в стоимость заказа. Кстати, москвичи часто платят даже больше иностранцев.
Был также случай, когда молодые жительницы Бельгии увидели реалити-шоу «Пекинский экспресс» по телевизору и решили, не зная языка, проделать это путешествие самостоятельно. Но две подруги по пути потерялись. Девушки, которым удалось добраться до Омска, смогли найти в городе наш офис и обратиться за помощью.
Алексей ПАНТЕЛЕЕВ

