В белом списке ветеринарные услуги, гостиницы, места на рынках
В соответствии с ФЗ № 101 «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса РФ…» до первого января 2006 года представительные органы муниципальных районов и городских округов должны своими решениями ввести единый налог на вмененный доход. Если они этого не сделают, то на соответствующей территории «вмененка» применяться не будет. Иными словами, теперь городскому Совету решать, кто в Омске попадет под ЕНВД и какие устанавливать понижающие коэффициенты. (Сейчас виды деятельности, попадающие под ЕНДВ, и коэффициенты утверждаются законами субъектов РФ.) Кстати, в случае если горсовет не введет ЕНВД в срок, то по данному налогу потери городского бюджета в 2006 году составят около 700 млн рублей.
Получив право распоряжаться «вмененкой», мэрия и горсовет не стали мелочиться. Согласно проекту решения под единый налог на вмененный доход попадут все виды предпринимательской деятельности, указанные в Налоговом кодексе РФ. То есть тринадцать видов. Впервые применять ЕНВД смогут предприниматели, оказывающие ветеринарные услуги. По еще действующему областному закону такой вид деятельности под «вмененку» не попадает.
Кроме того, по проекту решения горсовета перейти на «вмененку» смогут те, у кого небольшим гостиницам. А также предприниматели, сдающие в аренду торговые места на рыках, размещающие или распространяющие рекламу на транспорте. К слову, эти виды деятельности были включены в НК РФ совсем недавно, летом 2005 года («КВ» № от 2005 года).
К2, его значения и подкоэффициенты
Размеры коэффициента К2, учитывающие совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности и его подкоэффициентов, городские органы власти поменяли, но не в массовом порядке, взяв за основу областной закон о «вмененке». Как и сейчас, для каждого вида деятельности приводится формула расчета коэффициента К2. Неизменными остались формулы для расчета налога при оказании услуг общественного питания, бытовых услуг, услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, а также при размещении и распространении наружной рекламы.
Практически для всех видов деятельности планируется оставить коэффициент доходности. Его значения остались такие же, как и в настоящее время. Правда, если в областном законе указано, что Кд= 0,2 вводится для микрорайонов «Булатово», «Пламя» и населенного пункта «Участок № 2», то в проекте решения горсовета вместо «Участок № 2» указан микрорайон «Омский».
Небольшое послабление власти Омска планируют сделать для тех, кто занимается ремонтом и (или) пошивом обуви. Коэффициент, учитывающий вид бытовых услуг (Кв), снижен по сравнению с областным законом с 0,8 до 0,6.
Автостоянки и автоперевозки
Снизить налоговое бремя планируется для владельцев автостоянок и тех, кто оказывает услуги по перевозке пассажиров и грузов. В настоящее время владельцы автостоянок при расчете ЕНВД могут использовать только коэффициент доходности. Горсовет же предполагает помимо него ввести еще два коэффициента: коэффициент зонирования (Кз) и коэффициент сезонности (Кс). Этого и добивались владельцы автостоянок, обращаясь в областное правительство и Законодательное собрание, но безуспешно.
Для исчисления суммы налога автостояночникам предлагается использовать следующие значения коэффициента Кз:
Зона Кз
Зона № 1 — оценочные зоны 1,2,3,4,501,503 1,0
Зона № 2 — оценочные зоны 502,601,27,30,31 0,95
Зона № 3 — оценочные зоны 602,7,9,10,11,12,13,1601,1602,1603,24,32 0,9
Зона № 4 — оценочные зоны 8,14,15,17,18,19,22,29,33,35,36 0,85
Зона № 5 — оценочные зоны 20,21,23,25,26,28,34,37,38,39 0,8
Для коэффициента сезонности вводятся два значения. Летний период (с апреля по сентябрь включительно) — 1,0; зимний период (с октября по март включительно) — 0,9.
Меньше налог будет для предпринимателей, предоставляющих услуги по перевозке пассажиров. Для них планируется ввести понижающий коэффициент, учитывающий тип перевозок, — 0,9. Для грузовых перевозок коэффициент установлен в размере 1,0.
Общественное питание
Общепиту предполагается снизить значения нескольких коэффициентов. В частности, если в настоящее время для площади зала обслуживания до 60 метров включительно коэффициент площади зала (Кпз) установлен в размере 1,0, то со следующего года его планируется снизить до 0,9. Для площади зала обслуживания больше 60 кв.м коэффициент предполагается снизить с 0,9 до 0,8. Более того, Кпз планируется ввести для тех объектов общественного питания, в которых нет зала обслуживания. Правда, в этом случае коэффициент запланирован в размере 1,0. Еще одно новшество. Местные власти намерены ввести понижающий коэффициент типа объекта (Кт) в размере 0,5 для торговых автоматов по реализации горячих напитков.
Розничная торговля
Увеличить налоговое бремя планируется для тех, кто занимается розничной торговлей через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов (палатки, киоски, лотки). В настоящее время налог по таким объектам рассчитывается с учетом понижающего коэффициента Кп: до 4 кв.м включительно — 0,8; свыше 4 кв.м и до 10 кв.м — 0,9; свыше 10 кв.м — 1,0. С 2006 года для всех объектов розничной торговли, не имеющих торговых залов, вне зависимости от занимаемой площади предполагается установить коэффициент, равный 1,0. Сделано это, видимо, для того, чтобы в Омске развивалась не уличная торговля, а цивилизованная — через магазины и супермаркеты.
Городская власть решила развивать и аптечную торговлю. Для аптек коэффициент «ассортимент» снижен с 0,8 до 0,7. Кроме того, с 2006 года планируется поменять, скажем так, периоды сезонности. Сейчас для торговли летним периодом считается время с апреля по сентябрь включительно. Со следующего года — по ноябрь включительно. Соответственно зимним периодом будет считаться время с ноября по март.
Ветеринарные услуги
По проекту решения для расчета ЕНВД при оказании ветеринарных услуг предлагается применять следующую формулу: К2 = Кд x Кч, где Кд — коэффициент доходности и Кч — коэффициент, учитывающий численность работников.
Значения Кч
Численность работников Кч
До 5 человек включительно 1,0
От 5 человек до 10 человек 0,9
От 10 до 20 человек 0,8
Свыше 20 человек 0,7
Реклама на транспорте
Налог при размещении и (или) распространении рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах, прицепах — роспусках, а также речных судах городские власти предлагают рассчитывать с учетом только одного понижающего коэффициента К2, равного 0,25.
Гостиницы, кемпинги
Аналогичная ситуация для такого вида деятельности, как оказание услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь спальных помещений не более 500 кв.м. Планируется ввести только коэффициент доходности.
Аренда торговых мест
Что касается предпринимателей, сдающих в аренду стационарные торговые места, расположенные на рынках и в других местах, не имеющих залов обслуживания посетителей, то им рассчитывать налог предлагается по следующей формуле: К2 = Кд x Кстм x Ктм, где Кстм — коэффициент, учитывающий фактор сезонности. и Ктм — коэффициент, учитывающий количество стационарных торговых мест, переданных во временное владение и (или) пользование. Для Кстм планируется ввести два значения: летний период (с апреля по сентябрь включительно) — 1,0; зимний период (с октября по март включительно) — 0,9.
Значения Ктм
Количество стационарных торговых мест, переданных во временное владение или пользование Ктм
До 20 торговых мест включительно 1,0
От 20 до 100 торговых мест 0,9
Свыше 100 торговых мест 0,8
Сравнительная характеристика видов деятельности, попадающих под действие единого налога на вмененный доход
Закон Омской области «О едином налоге на вмененный доход» Проект решения горсовета о едином налоге на вмененный доход
1. Оказание бытовых услуг 1. Оказание бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению
2. Розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв.м, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговли 2. Розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв.м по каждому объекту организации торговли
3. Оказание услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 кв.м 3. Розничная торговля, осуществляемая через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети
4. Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств. 4. Оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв.м по каждому такому объекту
5. Оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств 5. Оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей
6. Оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках 6. Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг
7. Распространение и (или) размещение наружной рекламы 7. Оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств
8. Оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках
9. Распространение и (или) размещение наружной рекламы
10. Распространение и (или) размещение рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах
11. Оказание ветеринарных услуг.
12. Оказание услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь спальных помещений не более 500 кв.м
13. Оказание услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей