— Вопрос о необходимости придания мемориального статуса дому № 34 по ул. Карла Либкнехта, в котором с 1937-го по 1944 год жил выдающийся русский поэт Роберт Рождественский, был поднят еще при жизни поэта, в 1993 году, в очерке Марка МУДРИКА «Мальчишка с нашей улицы», опубликованном в «Омском вестнике». Что характерно, главным редактором этой газеты тогда был нынешний министр культуры Омской области Владимир РАДУЛ. Впоследствии на эту тему неоднократно писали омские и новосибирские издания.
После двух очередных публикаций об увековечении памяти о Рождественском в 2004 году в «Московском комсомольце в Омске» были получены официальные ответы от главы Центрального административного округа Владимира КАЗИМИРОВА. В одном из них обещалось, что «в мае-июне 2005 года администрация округа обязуется выполнить благоустройство территории вблизи дома».
Весной этого года Владимир РАДУЛ, в свою очередь, заверил, что вопрос о придании мемориального статуса дому поэта будет решен безотлагательно, на нем установят мемориальную доску. В мае 2005-го РАДУЛУ был передан текст для мемориальной доски, и он пообещал, что доска будет установлена 20 июня 2005 года, в день рождения поэта. Однако обещания министра культуры и главы Центрального округа так до сих пор и не выполнены.
С просьбой помочь в увековечении памяти о Роберте Рождественском я и член-корреспондент Петровской академии наук и искусств Марк МУДРИК обратились к губернатору Леониду ПОЛЕЖАЕВУ. В канцелярии областной администрации нам сообщили, что наше письмо передано вице-губернатору Александру АРТЕМОВУ с резолюцией: «Нужно наконец решить вопрос. Согласуйте...». Помощник АРТЕМОВА Дмитрий ПОРТНОВ уточнил, что речь идет о согласовании с мэром Омска Виктором ШРЕЙДЕРОМ, и заверил нас, что в самое ближайшее время состоится обсуждение этого вопроса с участием лиц, от которых зависит дальнейшая судьба дома поэта, на которое пригласят и нас.
Однако обещанное обсуждение постоянно откладывалось, то потому, что кто-то уехал, то потому, что еще не приехал. Или же в качестве причины называлась задержка с ответом министерства культуры. На такие отговорки ушел весь октябрь, и было похоже, что нас целенаправленно вводят в заблуждение, лишь бы выиграть время и поставить в конце концов перед фактом уничтожения дома. Вместо обсуждения вопроса о придании дому мемориального статуса его обнесли строительным забором. А от его жильцов мы узнали, что его снос планируют провести в самое ближайшее время.
Факт скорого сноса дома Роберта Рождественского подтвердила в своем официальном ответе вице-мэр Татьяна ВИЖЕВИТОВА: «Согласно программе генеральной реконструкции центральной части города Омска на 2006 год ООО „Сибирская промышленно-энергетическая компания“ приступает к строительству офисного комплекса, расположенного на территории, включающей ул. К. Либкнехта, что предполагает благоустройство набережной реки Оми, вынос гаражей и снос ветхих жилых помещений, одним из которых является дом № 34 по ул. К. Либкнехта».
Понятно, что строительство офисного комплекса в самом центре Омска гораздо выгоднее сохранения дома, где прошло детство великого поэта. К тому же, как уточнила ВИЖЕВИТОВА, «для увековечения памяти и сохранения исторического литературного наследия мемориальная доска Роберту Рождественскому в настоящее время установлена на здании школы № 19, где учился поэт». Вице-меру, видимо, невдомек, что мемориальная доска на школе № 19 установлена не «в настоящее время», а еще три года назад, к 70-летию поэта.
Мемориальная доска на школе никак не может сравниться с подлинным памятником омской культуры, каким является дом, где прошло детство Роберта Рождественского. Таких памятных мест стараниями прошлых и нынешних геростратов в Омске осталось всего ничего, а скоро станет еще на одно меньше. На наше официальное обращение к Леониду ПОЛЕЖАЕВУ за полтора месяца мы так и не получили официального ответа. В ответ на очередной телефонный звонок Дмитрий ПОРТНОВ сообщил, что мэрия настаивает на сносе дома.
На наш вопрос, почему в установленные законом сроки мы не получили официальный ответ на свое письмо, в канцелярии областной администрации нам предложили обратиться в областное министерство культуры, куда, мол, передано для ответа наше письмо. Круг замкнулся — нам должно ответить ведомство, на которое мы, собственно, и жаловались. В областном минкульте вовсе проигнорировали и другой наш вопрос, поднятый в письме, — об издании в Омске первой книги Роберта Рождественского. Она была готова к изданию в начале этого года, вдова поэта литературовед Алла КИРЕЕВА отказалась от причитающегося ей по авторскому праву гонорара, лишь бы книга поскорее вышла, но, видно, не судьба.
По иронии судьбы дом поэта, подлежащий сносу, стоит в аккурат напротив городского управления культуры. И те, кто по должности должен охранять культурное наследие, лишь молча наблюдают за его уничтожением. Несколько лет назад была установлена прекрасная мемориальная доска, настоящее произведение искусства, на доме в Петрозаводске, где несколько лет жил Рождественский. А в Московской области совсем недавно назвали улицу именем Роберта Рождественского. Омская ситуация на этом фоне выглядит тревожным парадоксом.
Мы направили второе письмо Леониду ПОЛЕЖАЕВУ с криком о помощи. Но совсем не уверены, что оно не увязнет в бюрократической трясине, как и первое, и пока по нему будут приниматься меры, дом поэта уже успеют снести. Борис ЕЛЬЦИН вошел в историю не только как первый президент России, но и как руководитель, который распорядился снести дом Ипатьева, в котором была расстреляна царская семья. Неужели Виктор ШРЕЙДЕР хочет войти в историю Омска как мэр, который снес дом, где прошло детство великого поэта.
Мы бессильны помешать тем, кто варварски решил уничтожить частицу омского культурного наследия. Захочет ли вмешаться в эту историю сам губернатор или снова только наложит свою резолюцию, которая будет исполнена, скоро станет ясно. Не уверен, что наше очередное письмо поможет предотвратить непоправимое — инициаторы сноса торопятся построить очередной офисный комплекс, которому мешает дом поэта.